Многие родители хотя бы раз в жизни слышали такой термин, как «гиперактивный ребёнок». Однако не у всех есть понимание о том, что же за ним кроется. Гиперактивность у детей — это состояние, при котором в нервной системе малыша процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что приводит к чрезмерно высокой умственной и физической активности. Такие ребятишки имеют ряд особенностей в своём поведении, требуют особого подхода. В этой статье мы поговорим о симптомах гиперактивности у детей дошкольного возраста, а также о лечении.
Как проявляется гиперактивность у ребенка дошкольного возраста?
В большинстве случаев первые симптомы данного состояния выявляются у детей в старшем дошкольном возрасте, однако они могут появляться и раньше.
- Такие малыши очень беспокойны, неусидчивы. Они не могут пребывать в спокойном состоянии, сидеть в одной позе или заниматься монотонной работой. Нередко наблюдаются стереотипные повторяющиеся движения руками или ногами, тиковые гиперкинезы.
- Как правило, дети с гиперактивностью не способны произвольно контролировать свое состояние, в связи с чем часто совершают бесцельные движения. В большинстве случаев присутствует неуклюжесть.
- Еще один характерный симптом — это невнимательность. Ребёнок с таким диагнозом не может удерживать внимание на одном деле или объекте. Ему тяжело сконцентрироваться на чем-либо. Отмечаются частое переключение с одного занятия на другое, рассеянность, неспособность довести дело до конца.
- Нередко у таких детей выявляются проблемы со сном, частые головные боли. Клиническая картина может дополняться непроизвольным мочеиспусканием, задержкой развития.
Принципы лечения гиперактивности
В первую очередь гиперактивный ребёнок нуждается в особом отношении родителей. В общении с такими детьми взрослым необходимо соблюдать спокойствие, понимать, что их поведение связано не с характером, а с имеющимся расстройством.
Родителям следует научится давать инструкции гиперактивному ребёнку, которые должны быть четкими и краткими (не более 10 слов), кроме того, не стоит давать таким детям сразу несколько поручений, что было доказано учёными из Киргизско-Российского славянского университета в работе, опубликованной в 2019 году.
Также рекомендуется свести до необходимого минимума запреты, стараться обращать внимание на успехи детей, чаще их хвалить.
Крайне важно обеспечить детям с гиперактивностью полноценный сон, сбалансированное питание. Рекомендуется поддерживать достаточный уровень физической активности, больше гулять.
В будущем при выборе режима обучения предпочтение следует отдать щадящим вариантам — классам с небольшим количеством детей, сокращенными уроками и так далее.
По назначению врача проводится медикаментозная терапия. При таком нарушении назначаются ноотропы, блокаторы обратного захвата норадреналина, витаминные комплексы и прочее.
Параллельно обязательно назначаются различные варианты психотерапии, сеансы массажа, занятия с логопедом при необходимости. Считается, что именно психотерапия является наиболее важным методом лечения гиперактивности у детей.