Ребёнок легко садится на шпагат и удивляет гибкостью? Не спешите подыскивать секцию гимнастики, балетную школу или задумываться о спортивных танцах: синдром гипермобильности суставов – не просто повышенная гибкость, а сигнал дефицита коллагена. Почему он возникает и к чему может привести?
Гипермобильность суставов – это болезнь?
Малыши вообще более гибкие, чем взрослые. Это нормально, если, конечно, не превышает естественных пределов мобильности.
В возрасте от двух до семи лет каждый четвертый ребёнок может поражать объёмом движений, недоступным для других детей, и вот это – уже признак гипермобильности.
Гипермобильность обычно наблюдается у детей и подростков, а среди взрослых женщины отличаются избыточной подвижностью суставов в 6-8 раз чаще, чем мужчины.
Синдром гипермобильности суставов обычно считается преимуществом для спортсменов, особенно гимнастов, танцоров и музыкантов. Например, он был у Никколо Паганини и помогал ему играть с недоступным другим людям спектром звуков.
Франческо Беннати, врачевавший скрипача, писал: «По длине кисти его рук вполне нормальные; но из-за поразительной эластичности суставов растяжка пальцев в два раза больше обычной».
Поговаривали даже, что Паганини ради такой способности «продал душу дьяволу». На самом деле у легендарного скрипача эта особенность была следствием синдрома Марфана, врожденной дисплазии соединительной ткани.
Сам синдром гипермобильности суставов (СГМС) не считается болезнью. Однако он может проявляться как сам по себе, так и из-за достаточно серьезных патологий, которые объединяются в группу дисплазий соединительной ткани (ДСТ).
В официальных терминах СГМС, который не сопровождается признаками иных заболеваний, называют недифференцированной дисплазией соединительной ткани (НДСТ), а в зарубежной классификации он описывается еще более широко: гипермобильный спектр с разнообразными проявлениями.
Формы дисплазии соединительной ткани:
- недифференцированная ДСТ;
- синдром гипермобильности суставов, который выявляют по наличию определенных критериев – о них ниже;⠀
- 13 типов синдрома Элерса – Данлоса;
- синдром Марфана;
- следствие несовершенного остеогенеза 12-ти типов;
- синдром Стиклера;
- эластическая псевдоксантома.
Так что причин, по которым может появляться гипермобильность суставов, множество. Часть из них почти ни на что, кроме гибкости, не влияет, но некоторые угрожают не только здоровью, но и жизни!
Нормально гибкий или гипермобильный: как различить?
Гипермобильность суставов определяют как превышенный объём движений в суставах в сравнении со сверстниками ребёнка. Но как ее определить, если ровесники тоже такие же и гнутся во все стороны, например, в спортивной секции или балетной школе? Именно там, по исследованиям, у почти половины детей выявляется СГМС – собственно, гибкость становится одним из критериев отбора детей тренерами. Она же приводит и к проблемам – у 26% подростков (чаще у тех же, кто особенно гибок) уже к 13-17 годам появляются такие боли в спине, что приходится ходить по врачам.
Чтобы ориентироваться не на ровесников, а на среднестатистические показатели, существуют тесты на гипермобильность.
Проводят тесты не ранее двух лет: до этого может мешать повышенный мышечный тонус. У малышей на проблему могут указывать переразгибание локтей при ползании, коленок – при вставании. В позе сидя без поддержки горбится спина. Однако, повторимся, повышенный тонус мышц у грудничков может все это успешно скрывать.
Как выявить СГМС? По шкале Бейгтона.
- мизинцы на руках могут отгибаться к внешней стороне ладони более, чем на 90° (1 балл);
- большим пальцем ребёнок может запросто достать до внутренней стороны запястья (1 балл);
- локтевые (1 балл) и/или коленные (1 балл) суставы могут переразгибаться (в обратную сторону) на 10° и более;
- при наклонах ребёнок с прямыми ногами прижимает ладони к полу безо всяких усилий (1 балл).
Диагноз ставят, если ребёнок набрал минимум 4 балла и есть боль в четырех и более суставах (от трех месяцев), при меньшем количестве баллов по тесту возникает подозрение на СГМС.
В педиатрии нет четкой нормы подвижности суставов. Даже здоровые дети могут рождаться с такими особенностями конституции, при которых СГМС будет симптоматическим (проходящим) и доброкачественным.
Если ребёнок без СГМС активно занимается спортом, танцами, музыкой – у него может возникать приобретенная гипермобильность суставов из-за тренировок.
В обоих случаях важно только избегать травм, больше ничего не требуется.
В среднем к 9-12 годам гипермобильность уменьшается. У девочек повторный пик объёма движений приходится примерно на 15 лет, после чего гормональные изменения пубертата уменьшают эластичность суставных тканей.
Не только гибкость: внесуставные симптомы гипермобильности
Не связанная с иными патологиями гипермобильность суставов – следствие наследственного дефицита коллагена. За это СГМС называют еще синдромом семейной гипермобильности (яркий пример – семейные династии гимнастов и цирковых артистов).
- Дефицит коллагена приводит к гиперрастяжимости и уменьшению прочности связок и сухожилий. Из-за этого у людей с СГМС часто наблюдаются вывихи и подвывихи, боль в суставах, воспаление сухожилий и суставных сумок, туннельный синдром, хроническая боль и слабость мышц.
- Нередко дети с СГМС страдают различными формами плоскостопия и деформацией стопы. Еще одна опасность – слабость связок, поддерживающих позвоночный столб. Это приводит к сколиозу, спондилолистезу, раннему остеоартрозу.
Это – те причины, по которым гипермобильность считается не лучшим поводом отдавать ребёнка в большой спорт, какие бы преимущества не приносила удивительная гибкость.
Но не только травмы: у СГМС есть также признаки, с суставами и гибкостью не связанные.
- Недостаточное количество коллагена приводит также к чувствительности кожи: она легко растягивается, становится хрупкой и ранимой, плохо заживают раны, кожа легко краснеет при прикосновениях.
- Сердечные дефекты тоже часто проявляются у детей с гипермобильностью суставов, что выражается пролапсом митрального клапана, врожденными пороками сердца, дилатацией, аневризмой аорты, множественными извивами артерий.
- Слабость связочного аппарата приводит к образованию грыж, опущению внутренних органов.
- Кроме явных причин дефицит коллагена при СГМС может вызывать головную боль (из-за нестабильности позвонков), усталость, сонливость, головокружения, вегетативную дисфункцию, запоры и синдром раздраженного кишечника, потливость, нарушения кровотока в капиллярах ступней и кистей (вечно холодные руки и ноги).
- У девочек чаще наблюдаются болезненные менструации, у женщин – эндометриоз, синдром поликистозных яичников.
И что же делать?
Список потенциальных последствий гипермобильности суставов пугает. Как же лечить ребёнка в таком случае?
Собственно, если жалоб нет, то лечение не проводят. Только наблюдают за вероятными «слабыми местами», регулярно проходят медосмотр.
Однако надо укреплять мышечный корсет, работать над тонусом мышц и нейромышечной координацией.
Хотя большой спорт таким детям не рекомендован, но очень показано побольше двигаться. Помогают регулярные занятия «маленьким» спортом, тренировки, которые улучшают координацию и помогают наращивать мышцы: плавание, пилатес, тай-цзи, гимнастика цигун, йога, танцы и т. д.
То есть все, где нет интенсивных тренировок с повышенной нагрузкой на связки и сухожилия, потенциальных травм (как в контактном спорте) и упражнений, которые развивают гибкость.
Так как некоторые танцы, йога-секции и занятия гимнастикой нацелены на развитие гибкости, надо заранее это все проверять и разговаривать с тренером.
Важно сначала следить за тем, как ребёнок ставит ноги, использует руки и избегать переразгибания суставов. Затем учить его делать это правильно. И обязательно надо обсудить вопросы нагрузок с учителем физкультуры!
Щадящие методы мануальной терапии, курсы массажа, ванны – тоже методы помощи детям с гипермобильностью суставов.
Одно из новых направлений терапии – коррекция нарушений в метаболизме коллагена. На данный момент она проходит клинические испытания на взрослых. Есть вероятность, что скоро появятся препараты и для детей с СГМС.