Головная боль и COVID-19: парадокс выживающего

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Головная боль часто сопутствует инфекционным заболеваниям, особенно вирусным. И COVID-19 не является исключением.

Но уже в первые месяцы пандемии обнаружился парадокс. По данным некоторых исследований, люди с головной болью реже госпитализировались, то есть у них реже развивались тяжелые формы COVID-19. Но другие исследования эти выводы опровергали.

MedAboutMe выяснял, что нового о головной боли при COVID-19 узнали ученые.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Головная боль как симптом SARS-CoV-2: изменения

Головная боль как симптом SARS-CoV-2: изменения

В ноябре 2020 года ученые из Universitat Autònoma de Barcelona опубликовали результаты наблюдений за пациентами с COVID-19 на начальных этапах пандемии. На тот момент головная боль развивалась у 74,6% больных COVID-19, причем у 24,7% это была боль, очень похожая на мигренозную.

Люди с головными болями в 3 раза чаще страдали от потери обоняния и вкуса, чем пациенты, у которых не болела голова. Даже через 6 недель у 37,8% головные боли сохранялись, причем половина из этих страдальцев ранее не жаловалась ни на мигрени, ни на иные виды головных болей.

О нынешнем варианте коронавируса SARS-CoV-2 «дельта» говорят, что он еще чаще приводит к развитию головных болей, чем более ранние версии коронавируса. По оценкам врачей, сейчас это основной симптом, более того, у 15% больных COVID-19 головная боль может оказаться единственным проявлением болезни.

Интересно, что чем старше человек, тем реже головная боль при COVID-19, вызванном дельта-вариантом коронавируса, у него выходит на первое место.

По последним данным, большинство пациентов с COVID-19 страдают от умеренной или сильной головной боли на протяжении 3-5 дней. Такая боль практически не сбивается обычными анальгетиками, является двусторонней, иногда ощущается как острая и пульсирующая, иногда как давящая, и вообще по характеру сходна с мигренозными головными болями.

Мигрень и COVID-19

Как минимум, уже сейчас понятно, что у мигрени и головных болей при COVID-19 очень похожие, если не общие, механизмы развития. Почему ученые так считают? По данным наблюдений и исследований:

  • Уровень интерлейкина-6 был ниже у госпитализированных больных, которые жаловались на головную боль. А интерлейкин-6 – это ключевой провоспалительный цитокин, который «виноват» в развитии цитокинового шторма – тяжелого осложнения COVID-19.
  • Уровень кальцитонин-ген-родственного пептида (CGRP) снижается при COVID-19 и повышается при мигренях. Этот белок является нейропептидом, одним из медиаторов болевых импульсов. Рецепторы к нему расположены в менингеальных артериях, в ганглии тройничного нерва, в определенных участках серого вещества головного мозга, которые задействованы в развитии приступа мигрени. Сейчас лекарство, связывающее CGRP, проходит испытания в качестве потенциального лекарства от COVID-19.
  • Коронавирус SARS-CoV-2, как известно, связывается с рецептором ACE2 на поверхности клеток человека. Это позволяет ему проникнуть внутрь. Но у АСЕ2 (это ангиотензинпревращающий фермент-2) есть свои задачи в организме. Например, он запускает процесс превращения ангиотензина 1 в ангиотензин 1-7 – и это хорошо и правильно для сосудов и клеток сердца. Нарушение баланса ACE1/ACE2, которое происходит под действием коронавируса, приводит к увеличению концентрации рецепторов АСЕ1, а они играют практически противоположную роль. При этом есть препараты, блокирующие АСЕ1-рецепторы — и это лекарства для лечения мигрени.
  • Наконец, есть мнение, что дефицит витамина D прямо или косвенно связан с развитием тяжелых форм COVID-19 и смертью от этого заболевания. И при этом есть данные, что витамин D помогает в лечении мигрени, и даже предлагался в качестве лекарства.

Итак, связь есть, но уловить ее довольно сложно. Вернемся к парадоксу головной боли при COVID-19.

Головная боль и коронавирусная инфекция

Головная боль и коронавирусная инфекция

Как мы уже упоминали выше, в ранее проведенных исследованиях утверждалось, что госпитализированные больные с COVID-19, страдающие от головных болей, выживают в 2,2 раза чаще и проводят в больнице на неделю меньше, чем «ковидные» пациенты, у которых голова не болит.

В то же время по данным исследования, обнародованном в марте 2021 года командой ученых из Испании и США, там, где люди чаще болели мигренью, смертность от COVID-19 была выше. К таким выводам исследователи пришли, проанализировав истории болезней пациентов с COVID-19 из более чем 170 стран.

Уже упоминаемая группа из Испании и США также проверила, есть ли связь между распространенностью головных болей и смертностью от гриппа – весьма «популярной» вирусной инфекции. Связь обнаружилась – и она была отрицательной. Чем больше людей в популяции страдали от головных болей, тем ниже у них были риски умереть от гриппа.

По мнению ученых, головная боль при гриппе может быть маркером, говорящим о защитной реакции организма, направленной на повышение выживаемости. Однако, похоже, что для коронавируса такой связи нет.

В исследовании испано-американской группы участвовали только люди, которые не были вакцинированы от гриппа в 2020 году (чтобы вакцинация, которая снижает заболеваемость COVID-19, не помешала чистоте эксперимента). У 4,5 тысячи участников проекта (89%) была диагностирована мигрень, а у 36,6 тысячи (11%) – нет.

Согласно полученным данным, о COVID-19 сообщили 3,8% пациентов с мигренями и только 2,4% людей, у которых не было мигрени в анамнезе. То есть, риск заражения COVID-19 у людей с мигренями на 58% выше.

Кроме того, пациенты с мигренями в 2 раза чаще, чем пациенты без мигреней, жаловались на головную боль, боль в горле, заложенность носа, боль и давление в области груди, спутанность сознания, патологическую усталость и проблемы с пищеварением.

Однако, обнаружилась интересная вещь: пациенты с мигренью, заболев COVID-19, реже обращались за помощью к врачам, чем это делали пациенты без мигрени, тоже с COVID-19. Даже госпитализировались по поводу COVID-19 пациенты без мигрени чаще, чем люди, страдавшие мигренями и заболевшие коронавирусной инфекцией.

Размышляя над этим парадоксом – страдают люди с мигренями больше, а обращаются за помощью и лечатся меньше – исследователи выдвинули гипотезу, что головная боль, как симптом, и мигрень, как заболевание, отражают адаптацию организма человека к защите общества от вирусов. Так, люди с мигренями, заразившись вирусом, тщательно соблюдают социальное дистанцирование из-за светобоязни, стараются избегать любых лишних посещений общественных мест – и это сокращает распространение вируса среди других людей.

То есть, приходят к выводу исследователи, головная боль при COVID-19 — это, скорее, маркер повышенной выживаемости человека.

Выводы

  • Механизм развития головных болей при COVID-19 может оказаться сложнее, чем это выглядит на первый взгляд. COVID-19 – не обычная простуда, это заболевание, поражающее разные органы, ткани и системы организма, ведущее к целому ряду серьезных нарушений метаболизма. Поэтому может обнаружиться, что справиться с головной болью затруднительно.
  • При приеме лекарств надо понимать, что обычные анальгетики не всегда эффективны при псевдомигренозных головных болях при COVID-19. А при попытке дополнительного их приема возникает риск передозировки, например, парацетамолом. Поэтому врачи рекомендуют чередовать прием ибупрофена и парацетамола, строго контролируя количество принятых препаратов, чтобы не допустить превышения суточной нормы.
  • В то же время, несмотря на похожесть мигрени и головных болей при COVID-19, нельзя без рекомендации врача принимать противомигренозные препараты. Это довольно специфические сильные лекарства, которые при злоупотреблении могут спровоцировать абузусную головную боль, связанную с приемом лекарственных средств.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Аллергия на стиральный порошок у детей: симптомы, лечение и профилактика

Одним из наиболее распространенных «виновников» возникновения бытовой аллергии у детей и взрослых является содержащий вредные компоненты порошок для стирки белья

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 10.07.2021 10:31
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Impact of the influenza vaccine on COVID-19 infection rates and severity. / Conlon A, et al. // 2021 Jun 49(6):694-700.
Ренин-ангиотензиновая система при новой коронавирусной инфекции COVID-2019 / Загидуллин Н.Ш. и др. // Артериальная гипертензия 2020 Том 26, № 3
The impact of headache disorders on COVID-19 survival: a world population-based analysis / Robert E. Shapiro, et al. // medRxiv 2021
Headache: A striking prodromal and persistent symptom, predictive of COVID-19 clinical evolution. / Caronna E, et al. // Cephalalgia 2020 Nov 40(13):1410-1421

Читайте также

Пандемические травмы: стрессовые переломы эпохи COVID-19
Пандемия спровоцировала рост интереса населения к танцам онлайн и бегу на улице. А травматологи в ответ сообщают о массовых стрессовых переломах у засидевшихся граждан...
Побочные эффекты от вакцин против COVID-19: обзор
Надо ли бежать к врачу, если температура после прививки от COVID-19 подскочила до 39 °С? Какие еще бывают побочные реакции при вакцинации?
Вся правда о вакцине от COVID-19 компании AstraZeneca
История с вакциной компании AstraZeneca полна слухов, страхов и недосказанностей. Кому можно, а кому не стоит вакцинироваться этим препаратом?
Способность чувствовать горький вкус и COVID-19: есть ли связь?
Для того, чтобы определять горький вкус, у нас есть особые рецепторы. Но они умеют выполнять и другие функции — например, защищать от коронавируса SARS-CoV-2.
Почему мужчины – слабый пол в период пандемии COVID-19?
Мужчины и женщины с одинаковой частотой заражаются коронавирусом SARS-CoV-2, но умирают представители сильного пола чаще. Что делает их слабыми в пандемию COVID-19?
Как связаны COVID-19 и туберкулез?
Можно ли перепутать туберкулез с COVID-19 и как эти инфекции повышают риски для пациентов?