На настроение человека влияют самые разные факторы. Взрослые люди, благодаря жизненному опыту, без труда понимают, что повлияло на их психическое состояние — отчего они грустят или радуются. Дети в этом случае могут испытывать трудности. Особенно серьезными они могут быть, если ребёнок пережил психологическую травму, испугался или сильно расстроился.
Для того чтобы снять стресс, человек может использовать самые разные техники. Среди них работа с психологом, спорт, танцы, уединение, анализ, хобби, время для себя. С помощью расслабления можно получить удовольствие, забыть о проблемах, поднять настроение, начать радоваться настоящему моменту или прийти к верному решению сложного вопроса. Вместе с этим снять стресс человеку помогают техники релаксации. Их многовариантность и простота применения способствуют нормализации психического состояния, расслабляют тело и ум, дарят внутреннюю гармонию.
Дети нуждаются в расслаблении так же, как и взрослые. Существуют ли техники релаксации для детей? Ответ на данный вопрос является положительным, однако для этого необходимо соблюдение определенных условий.
Релаксационные упражнения, которые можно выполнять вместе с детьми, отличаются от тех, которые обычно применяют взрослые.
Релаксационные игры адаптированы для детского возраста, являются интересными для восприятия ребёнка, содержат элементы физических и игровых упражнений. Дети достигают состояния расслабления во время работы с телом и психикой.
Ребёнок и стресс
Ребёнок может получить стресс во многих случаях: после посещения детского сада, когда его уровень адаптации является низким или там случился конфликт, наблюдая сложные отношения в семье, после посещения больницы или перенесенной операции и в других случаях.
Как понять, что ребёнок переживает стресс? Он может неожиданно поменять свое поведение: стать молчаливым, часто плакать без причины, капризничать, отказываться от общения с близкими людьми, проявлять безосновательную агрессию на окружающих людей или иметь признаки аутоагрессии — причинять вред себе.
Другие признаки стресса у детей это: потеря или нарушения сна, отказ от пищи, страхи и фобии — когда ребёнок кричит во сне или по ночам, боится оставаться дома один, боится выходить на улицу — появление навязчивых звуков или движений.
Польза релаксации для детей
Когда дети играют в релаксационные игры, их психика расслабляется. Благодаря упражнениям им удается подсознательно «отпустить» проблемную ситуацию, на которую они не в силах повлиять, они приходят к пониманию, что не все в жизни можно проконтролировать.
Также релаксационные упражнения помогают ребёнку снизить уровень тревоги — он наблюдается почти у всех детей, если они испытывают стресс — который является повышенным или очень высоким.
Дети после релаксационных игр становятся более спокойными, к ним возвращается естественная радость жизни, детская спонтанность.
Телесно-ориентированные игры-релаксации с детьми
Сознание и тело тесно связаны друг с другом, потому что организм — это единая система. Поэтому, когда происходит воздействие, например на тело, то психика также подвергается влиянию. Поэтому, чтобы помочь ребёнку расслабиться, с ним можно играть в игры и проводить специальные физические упражнения — они помогут снизить психическое напряжение.
Попросите ребёнка встать прямо и вытянуть обе руки вперед. Инструкция перед игрой: «Представь, что в обеих руках ты держишь по лимону. Сейчас мы будем делать с тобой лимонный сок. Представь, что ты выжимаешь лимонный сок в воображаемые стаканы (можно поставить и настоящие). Сожми лимоны так сильно, как только сможешь. Сильней. Еще»
Ребёнок должен выполнять это действие несколько секунд. После этого, когда «стаканы» наполнятся «соком», попросите его бросить выжатые лимоны. «Бросить» — это значит резко разжать и расслабить руки. Следует повторять эти действия поочередно, напрягая и расслабляя кисти рук.
Для расслабления всего тела ребёнка подойдет упражнение «Солдат и тряпичная кукла». Попросите ребёнка представить, что он превратился в солдата — он должен стать прямо, вытянуться в напряженную и вытянутую «струнку». Пусть ребёнок побудет в этом положении некоторое время. После чего взрослый дает команду: «тряпичная кукла!» и ребёнок «обвисает» всем телом — ручки «висят» как тряпочки, ноги подкошены, голова и плечи расслаблены и опущены. В положение «солдат» и «кукла» стоит вставать поочередно, выполняя команды взрослого.
Расслабить тело ребёнка поможет зажмуривание глаз, «игра» бровями, надувание и втягивание живота и щек. Работая с телом ребёнка, следует использовать все эти игры — начиная с напряжения мышц лица и заканчивая всем телом.
Ходить на цыпочках, «собирать пальцами ног теплые камушки на пляже» — могут стать завершающими упражнениями в комплексе релаксационных телесно-ориентированных игр.
Упражнения, полезные для психики
Помочь детям расслабиться можно с помощью игр для снятия напряжения. Они могут включать в себя техники визуализации. Вспомните с ребёнком место, где он бывал, и где ему было хорошо или можно придумать такое место вместе. Организуйте ему пространство — пусть он ляжет или сядет удобно. Скажите, что сейчас вы вместе отправитесь туда в своем воображении. «Путешествуйте» по очереди. Говорите: «я вижу, как волнуется море. Оно огромное и тихое». Ребёнок должен продолжить: «а я вижу песок и чувствую, какой он теплый». Постарайтесь выполнять это упражнение эмоционально, чтобы как можно больше ощущалась реалистичность воображаемых видов — это поможет начать «чувствовать» теплый ветер, слышать крики чаек, шум волн, ощущать брызги воды.
Положительная визуализация оказывает успокаивающее воздействие на психику ребёнка.
Упражнение с визуализацией цвета. Спросите ребёнка, какой цвет для него является цветом счастья, радости и хорошего настроения. Пусть он представит его себе, закроет глаза и увидит, как этот цвет заполняет все пространство. Пусть погрузится в него с головой. Спрашивайте у ребёнка, как он при этом себя чувствует — если ему комфортно, то можно продолжать игру. Цвет можно «пощупать», устроить из него фейерверк, «поделиться» им с мамой, «нырнуть» в него, «вдохнуть» и «выдохнуть» так далее.
Такие упражнения стоит проводить при хороших условиях: когда ребёнок настроен на игру, его не беспокоят никакие боли, между ним и взрослым установлен близкий контакт.