История детских домов в России

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Как живется детям-сиротам? Об этом даже думать больно. Над своим малышом не надышишься, все внимание — ему, нежному и беспомощному, вся любовь, вся ласка и забота. И это сегодня, в обеспеченном обществе, с хорошей медициной, с правами ребёнка и ювенальной юстицией.

А как представить жизнь ребёнка, оставшегося сиротой? И не сегодня, а в дремуче-незапамятные времена, когда и взрослому-то выжить было трудно. Сирот было немало, и они все-таки выживали. Потому, что даже в древности на Руси об осиротевших детях заботились. Плохо ли, хорошо ли — как могли. Традиция заботы о сиротах крепла с годами и веками. Как это происходило, рассказывает MedAboutMe.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Дети-сироты в Древней Руси

В дохристианские времена участь сирот была туманной и непредсказуемой. Если повезло, ребёнок мог попасть в другую семью, где его кормили и одевали по возможности и достатку, воспитывали и наказывали — как и собственных детей. И, как и всех, с ранних лет приучали к труду. Ребёнок считался годным к выполнению простых работ уже в 3-4 года, и требовали с него так же строго, как со взрослого.

Иногда сирот подбирали местные аналоги сказочной Бабы-Яги: бабки-травницы, ведуньи, целительницы, которых побаивались и уважали.

Поскольку государства в современном понимании еще не существовало, забота об обездоленных детях целиком ложилась на плечи общины.

Первым опытом общественного призрения за сиротами можно считать так называемые скудельни (скудельницы). Это были дома, в которых одинокие старики и старухи присматривали за детьми, оставшимися без родителей, подкидышами или родившимися в результате насилия и оставленными матерями. Туда же могли подбросить больного ребёнка, который оказывался для семьи обузой.

Обитатели скудельни жили за счет пожертвований общины и собственного труда.

Первое официальное заведение для сирот учредил князь Ярослав Владимирович, сын Владимира — крестителя Руси. Открытое Ярославом заведение приняло на иждивение 300 мальчиков-сирот, чтобы воспитывать их и обучать.

Сестра Владимира Мономаха Анна основала похожее сиротское заведение для девочек, воспитанницы которого не только питались и одевались за счет княжеской казны, но и обучались грамоте и ремеслам.

По мере распространении христианства увеличивалось количество православных храмов и монастырей. При каждом из них были приюты для сирот и больных, о которых заботились монахи и прихожане.

Сиротам — опеку государства

Сиротам — опеку государства

Иван IV хоть и известен как Грозный, на Стоглавом Соборе 1551 года приказал строить во всех городах богадельни и приюты для сирот, больных и нищих. Спустя столетие царь Федор Алексеевич издал указ, предписывающий давать сиротам на государственном попечении не только пищу и крышу над головой, но и обучение ремеслам, чтению, счету и письму.

Зарождение системы государственной системы опеки над сиротами не мешало сохраняться общественным традициям помощи обездоленным. Действовала система «приймачества», когда сирот и подкидышей принимали в семью, растили и воспитывали. Детей, потерявших родителей, община могла взять «на прокорм», при этом ребёнок жил по очереди в домах односельчан. В богатых семьях могли приютить сироту и не только вырастить, но и дать образование, девочкам — приданое, а юношам дать работу или помочь поступить в армию.

С началом XVIII века и приходом к власти Петра I государственная система призрения получила новый толчок. В первом десятилетии, до 1710 года, открылось более десятка воспитательных домов при монастырях, чему активно содействовал митрополит Новгородский Иов, несколько приютов было построено им за собственный счет. Пример Иова и подтолкнул Петра I издать в ноябре 1715 указ о создании в столице и других городах системы «гошпиталей» для сирот и «отказников», подкидышей, внебрачных детей и т. д. Причем женщина могла оставить ребёнка в специальном приемнике анонимно, сохранив тайну. Это было сделано для того, чтобы удержать матерей от греха детоубийства и сохранить жизнь невинным младенцам.

Екатерина Великая также не оставляла без внимания проблему воспитания детей, оставшихся сиротами. Во время ее правления были открыты Московский и Санкт-Петербургский воспитательные дома, а также сеть аналогичных заведений по всей стране. Более того: императрица способствовала открытию специальных родильных отделений, где у рожениц не только не спрашивали имени, но позволяли женщине рожать в маске, скрывающей лицо.

Практиковалась также передача маленьких, слабых или больных детей в богатые семьи и общины, в монастырские приюты, чтобы там сирот кормили и растили до 7 лет, после чего государство отправляло подросших воспитанников в школы. Там ребят обучали ремеслам или полезным умениям. Девочек обучали шить, готовить пищу, после чего они могли или зарабатывать на жизнь рукоделием, или идти в услужение горничными, кухарками, экономками. Мальчики овладевали основами ремесел, после чего поступали в ученики или подмастерья к плотникам, сапожникам, кожевникам, кузнецам и т. д.

Благотворительность: частные приюты для детей

Жертвование средств на благотворительность всегда было в обычае у русских. Это была не мода, а образ мыслей: благами надо делиться. Поэтому состоятельные граждане жертвовали не только «десятину на церковь», но и солидные суммы на помощь нуждающимся.

В XVIII-XIX веках десятки воспитательных домов и приютов были открыты и долгие годы содержались на частные средства. Сеть приютов была создана с непосредственным участием внука Павла I — Петра Георгиевича, принца Ольденбургского, посвятившего всю жизнь благотворительности. Помимо открытия множества богаделен и больниц, Петр Георгиевич основал на собственные средства первое в России Училище правоведения, а также способствовал расширению сети учебных заведений для девочек, продолжая дело своей бабушки — императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I.

Более 70-ти лет содержал на собственные средства детский приют и барон Штиглиц. В Сокольниках действовал приют, обеспечиваемый семьей Бахрушиных, а богатейший уральский горнозаводчик Демидов хоть и был известен своим крутым нравом, но открыл несколько сиротских приютов и не оставлял их своим вниманием.

Интересно:

В США первые детские приюты были открыты только в начале XIX века, и только в Бостоне, Нью-Йорке и Филадельфии. Но в Америке эта практики не прижилась, и в настоящее время в США нет детских домов, предназначенных для постоянного проживания. Действуют только временные приюты, в которых ребёнок содержится в период поиска приемной семьи для него.​

Суровая опека

Суровая опека

Нельзя сказать, что жизнь в воспитательных домах была легкой и приятной. Воспитанников не баловали: пища была простой и не слишком обильной, но позволяла не умереть с голоду. Одевали тоже скромно, и ничего лишнего у детей не имелось. Режим дня также был строгим и без поблажек: подъем с петухами, молитва, занятия, труд. За леность и провинности строго наказывали: лишением еды, розгами и другими физическими воздействиями.

Нехватка средств и площади при постоянном притоке новых воспитанников приводили к перенаселенности приютов. В условиях скученности быстро развивались эпидемии инфекционных заболеваний: дизентерии, туберкулеза, холеры, тифа. В отдельные периоды смертность детей в приютах достигала 85%.

Вместе с тем, в приютах работали энтузиасты — педагоги и врачи.

Дети изучали Закон Божий, историю, арифметику, чтение и письмо, в некоторых приютах были учителя музыки и рисования. Московский и Санкт-Петербургский Воспитательные дома давали детям такое крепкое образование, что выпускники латинских и французских классов с легкостью поступали воспитателями в богатые дома или становились студентами медико-хирургической академии.

Система государственных сиротских приютов и воспитательных домов практически прекратила существование в 1917 году, когда количество беспризорных детей в стране катастрофически росло. Молодой Советской России досталось тяжелое наследие: вместе с гражданской войной, голодом и разрухой — миллионы беспризорников и сирот. К 1922 году по самым приблизительным подсчетам без опеки оставались более 7 миллионов детей.

Система детских домов в советское время

В январе 1923 года был учрежден фонд помощи детям имени В.И. Ленина. Но одного фонда было недостаточно, так как революция разрушила складывавшийся веками патриархальный уклад общества. Несмотря на усилия правительства, проблема беспризорности оставалась. Система воспитательных домов и приютов разрушилась, а восстановление требовало времени и средств, которых у молодой страны Советов не было. Благотворительность новой властью осуждалась, как пережиток, и была запрещена, частная собственность ликвидирована, что прекратило и личные пожертвования. Источников финансирования прежней системы государственного призрения не осталось.

Детей-сирот устраивали в другие семьи, в немногочисленные детские дома, но к началу Великой Отечественной войны беспризорников на улицах было все еще очень много. А последующие тяжелые годы многократно увеличили их количество. Сотни тысяч детей лишились семьи и крова.

Еще одной формой помощи беспризорным детям были трудовые коммуны, известные многим по произведениям А. Макаренко. В трудовых коммунах дети получали образование и специальность, что позволяло им адаптироваться после выпуска в обществе и найти свое место под солнцем. Но таких коммун было немного, и решить проблему глобально они не были способны.

В 1930 году сохранившиеся детские дома были прикреплены к заводам, фабрикам и колхозам, что несколько улучшило их материальную базу и решило вопрос о трудоустройстве выпускников. Вместе с работой молодые люди получали место в общежитии.

Во время Великой Отечественной войны к детям-сиротам стали относиться, как к жертвам войны, их нужды в общественном сознании приравнивались к нуждам фронта. Это привело к фактическому возрождению благотворительности, хотя этот термин и не употреблялся. Люди просто перечисляли средства на открывающиеся специальные счета, деньги из которых передавались в детские дома.

В послевоенные годы началось переоформление детских домов в систему школ-интернатов, в которых жили и обучались не только сироты, но и дети из семей с тяжелым материальным положением, дети родителей, постоянно занятых на производстве и т. д. Для малышей создавались детские сады-семидневки, откуда детей забирали в лучшем случае раз в неделю на выходные.

Возможно, такое стремление государства заменить семью даже тем детям, у которых были родители, привело к появлению в следующих поколениях проблемы социального сиротства, когда при живых и в общем обеспеченных родителях ребёнок оказывается предоставлен сам себе. Родители ждут, что его воспитает детсад и школа, а свою роль видят в удовлетворении бытовых потребностей: в пище, одежде, крыше над головой.

Не удивительно, что в настоящее время Россия лидирует в мире по количеству детских домов. С одной стороны, это говорит о том, что государство заботится о брошенных и осиротевших детях. С другой стороны, растущее количество социальных сирот говорит о серьезных проблемах в обществе.

Детские дома в современной России

Детские дома в современной России

Сегодня в России существует несколько форм помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей. Это интернаты различного типа, дома ребёнка и детские дома и детдома семейного типа.

По данным на начало 2018 года, в государственной системе учета находились сведения о 50 тысячах детей, среди которых многие имеют проблемы со здоровьем.

Не все государственные детские учреждения получают достаточное финансирование и обеспечение. До сих пор в некоторых из детских домов и интернатов не созданы нормальные условия для проживания детей, плохо обстоят дела с санитарией, состоянием зданий, десятилетиями не знавших ремонта. При этом другие детские дома оказываются в буквальном смысле завалены спонсорской помощью, обеспечиваются всем необходимым и сверх того.

Но вне зависимости от уровня обеспеченности интерната или детского дома, большая часть выпускников покидает стены детского учреждения плохо подготовленными к жизни. По печальной статистике, всего 10-15% удается найти в обществе достойное место.

По мнению педагогов, это происходит потому, что воспитанники государственной системы детских домов недостаточно контактируют с внешним миром. До 4 лет малыш живет в Доме ребёнка в окружении таких же сирот. Потом переводится в детдом, откуда детей вывозят только на экскурсии (в лучшем случае), или на отдых в пансионат или турбазу, вместе с другими детдомовцами. Потом ребёнка переводят в школу-интернат, где он не только живет, но и учится в окружении таких же детей из детдомовской системы. У него просто нет возможности социально адаптироваться в иных условиях.

Кроме того, в государственных детских домах дети совершенно не приучаются даже к элементарной деятельности по обеспечению собственных бытовых потребностей. Воспитанники привыкают к тому, что все и всегда кто-то делает за них, а они только получают готовое: пищу, одежду, кров, чистую постель. Им не нужно даже ничего решать: система опеки решает все за своих подопечных. В результате формируется иждивенческий склад характера, несамостоятельность, неумение принимать решения и даже контролировать свое поведение.

Недостатки воспитания детей в системе государственных детских домов известны и признаются педагогами и психологами. Более успешными считаются другие формы помощи детям: семейные детские дома, патронатные семьи и, разумеется, усыновление детей. Существуют также малокомплектные государственные детские дома, в которых живут не 100-200 детей, а всего 30-40. И учатся они в обычной школе, получая таким образом возможность общаться с обычными детьми, знакомиться с жизнью вне стен детского учреждения.

Комментарий эксперта
Елена Альшанская, руководитель БФ Волонтеры в помощь детям-сиротам

Основная проблема современных детских домов состоит не в том, что они плохо финансируются или дети там плохо учатся, а в том, что воспитанники лишены права выбора и примера семейных отношений. За ребёнка все решают воспитатели: что есть на завтрак, во что одеваться, чем заниматься. Мальчики идут пилить, девочки шить. И все это на фоне отсутствия опыта общения с родителями или памяти о негативном опыте такого взаимодействия, на фоне отсутствия родственной, детско-родительской привязанности. У воспитанников детских домов не формируется ни понятия об ответственности, ни способности делать выбор, ни потребности в формировании стойких отношений с окружающими.

И если научиться делать покупки в магазине, жарить яичницу или пришивать пуговицу несложно, то неумение выстраивать семейные отношения может оказать на дальнейшую жизнь выпускника самое негативное влияние. Молодой человек, не умеющий жить в одиночестве, своим умом, легко попадает под влияние со стороны, в том числе и под влияние криминальных элементов.

Действующая программа реорганизации детских домов пока ощутимых результатов не дала. Проблем все еще очень много, но ощущается нехватка специалистов, способных решать эти проблемы на высоком профессиональном уровне.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Скалеры, ирригаторы, ультразвуковые щётки — до чего дошла наука?

Как работают скалеры, ирригаторы и ультразвуковые щётки, какие они бывают и в чём их эффективность?

Кандидоз кишечника: чем опасна грибковая инфекция?

Кандидоз или молочница – известная практически каждому болезнь. Но что же делать, если она поражает кишечник?

Омега-3 и иммунитет: как это работает и сколько вам действительно нужно?

Как омега-3 укрепляют иммунитет: разнообразные функции жирных кислот в организме.

Вооружен до зубов: 9 гаджетов для здоровья зубов и десен

Какие гаджеты помогут сохранить здоровье зубов и красоту улыбки? Топ лучших для домашнего применения.

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 26.08.2019 17:24, обновлено 17.04.2020 18:06
Рейтинг статьи:
3,7

Использованные источники

Детские приюты в системе учреждений императрицы Марии (по материалам государственного архива Ростовской Области) / Савчук Г. В. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки 2006 №3
Социальная педагогика: учебник для вузов: раздел 1 глава 1 «Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России» / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. // М.: Владос 2008
История социальной работы в России / Мельников В.П., Холостова Е.И. // Учебное пособие. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг» 2001

Читайте также

Пусть всегда будет мама
В Евросоюзе с ювенальной юстицией люди знакомы не понаслышке. Нужно ли это российским семьям? Насколько законны действия органов опеки в защиту детей.
Приемная семья: социальное исключение или правило?
Приемная семья уже не считается социальным исключением. Люди обращаются в органы опеки с просьбой взять ребенка в семью. Как живут дети в новых условиях?
Личный опыт усыновления: как принять ребенка сердцем
Дети, рожденные сердцем, приносят в семью счастье. Приемным родителям нужно запастись терпением и учиться любить безусловно, ничего не требуя взамен.
«Медовый месяц» и другие этапы адаптации приемных детей
Адаптация приемных детей в семье – процесс, занимающий около года. Что ждет новых родителей в этот период, и каких ошибок в отношениях надо избегать?
Не чужие дети в детском доме
Как заботятся о детях-сиротах в разных странах мира?
Незаконно, но гуманно: нужны ли в России беби-боксы?
Удобные, полулегальные, невостребованные «окна в жизнь»: нужны ли беби-боксы россиянам?