Человек — существо социальное. Для того чтобы он мог состояться как личность в обществе — в семье, детском саду, школе, коллективе — в нем должны быть сформированы и осознаны чувства, которые отвечают за социальную адаптацию. Гнев, вина, стыд, страх, когда они являются приемлемыми и управляемыми, помогают налаживать контакты с окружающими. Благодаря их освоению и правильному выражению, люди приобретают ресурсы, которые помогают им двигаться вперед. Однако часто бывает так, что эти чувства являются гипертрофированными. Это значит, например, когда гнева слишком много и он является неконтролируемым, человек может прослыть агрессивным и тогда контакты с ним окружающих людей будут затруднены.
Постоянно испытывать чувство вины означает контролировать окружающую реальность и брать на себя чужую ответственность — в таком случае не остается сил для своего роста и развития. Испытывать много стыда это значит отвергать себя как личность и транслировать это отношение тем, кто находится рядом.
В этой статье развитию и проявлению стыда будет уделено особое место. Преимущественно речь пойдет о том, почему родители стыдятся своих детей, как они демонстрируют им такое отношение и что в это время происходит с ребёнком.
Причины родительского стыда
- Завышенные ожидания. Так бывает, когда взрослые ждут, что у них будет такой ребёнок, какого они хотят — кареглазый, светловолосый, спокойный, любящий книги, способный к музыке и так далее. Когда подрастающий малыш демонстрирует совсем другие качества личности, а часто, и противоположные, родителям может быть за него стыдно. Говоря ему об этом, и демонстрируя свое недовольство, они дают понять ребёнку, что такой, как есть, он им не нужен.
- Нарушение детьми норм и правил. У всех взрослых есть представления о том, как дети должны себя вести. И, в случае, если их поведение выходит за рамки дозволенного, родители начинают их ругать и стыдить.
- Указание других лиц на плохое поведение детей. Если стыдить ребёнка начинают посторонние люди — соседи или педагоги, друзья или родственники — родители чаще всего присоединяются к ним, потому что им очень трудно пережить то, что их ребёнок причинил кому-то беспокойство. Они начинают стыдить его еще сильней, воспринимая критику от посторонних как личное оскорбление или обвинения в собственной некомпетентности.
«Мне за тебя стыдно!»
Как часто родители говорят эту фразу своим детям? Как показывает практика, она является очень распространенной. Чувство стыда, которое «поднимается» в это время у взрослых, может быть для них непереносимым и тогда, чтобы снизить его интенсивность, они «делятся» им с ребёнком, говоря о том, что ему тоже должно быть очень стыдно.
Стыд, который испытывают родители, находится в зоне их ответственности и является их личным переживанием. Почему они ощущают его, когда ругают не их, а ребёнка? В этот момент взрослые «проваливаются» в собственные детские травмы, когда их так же стыдили посторонние или близкие люди или защищают свой авторитет — ведь у хороших родителей дети не ведут себя так, что за них становится стыдно.
Стыд как интроект
В психологии личности интроектом называется образ или пример для подражания, который родители бессознательно передают своим детям. Например: если взрослый — ответственный и самостоятельный, и дети наглядно видят, как он справляется с проблемами и выходит победителем, то для него пример такого поведения станет устойчивым интроектом, который он, когда повзрослеет, сможет успешно реализовать в своей жизни — будет таким же ответственным и самостоятельным, как мать или отец.
В случае если родитель стыдится своего ребёнка, он «передает» ему интроект человека, который не принимает и осуждает себя, считает свою личность ничтожной, неполноценной, хуже, чем другие, недостойной всего лучшего, что есть в мире.
Легко представить, каким вырастет ребёнок принявший и освоивший подобный интроект. Взрослому человеку, в котором, чувство стыда является гипертрофированным, требуются долгие годы личностной терапии для того, чтобы он смог осознать то, что он в себе так сильно не принимает, чего стыдится и за что ругает.
Непризнанный родителями стыд и ожидания от детей
Бывает так, что взрослые стыдятся — своей личности, внешности, образа жизни, родителей, детей, работы — однако выразить это чувство или разобраться в том, почему оно возникает, у них не хватает сил. Тогда им, чтобы хоть как-то держаться в жизни на плаву, приходится его скрывать и делать вид, что все в порядке. Однако стыд, когда его слишком много, и он «затапливает» личность, требует выхода. Тогда взрослые люди склонны бессознательно проецировать его на своих детей.
Пристыдить ребёнка — за плохие оценки, небрежный внешний вид, неумение общаться, грубость, плохой характер, медлительность — это значит «выпустить» немного стыда из себя и какое-то время дышать свободно. Как показывает психологическая практика, существуют семьи, которые из поколения в поколение передают стыд, непризнанный своими предками.
Как дети «сгорают» от стыда?
Когда родители стыдятся своих детей, вне зависимости от того, демонстрируют они такое отношение или это происходит бессознательно, ребёнок может начать «сгорать» от стыда. Стыд — очень мощное, разрушающее личность чувство, которое, если его слишком много, проявляется также и на физическом уровне. Стыдясь себя, ребёнок чувствует, как вся кровь приливает к лицу, щеки и уши в этот момент пылают, словно в огне. Ощущение внутреннего «сгорания» — туловища, рук ног, органов тела — достаточно неприятно и болезненно. В этот момент дети испытывают желание исчезнуть, перестать чувствовать то, что они чувствуют.
Для того чтобы справиться со стыдом, дети используют такой защитный механизм как замирание. По-другому психологи называют его эмоциональной смертью. На физическом уровне ребёнок может ощущать то, как он «сгорает» и тогда, для того чтобы этого не случилось, он принимает решение внутренне замереть — не чувствовать ничего. В результате этого люди, которые в детстве постоянно испытывали чувство стыда или родители все время транслировали им, что они их стыдятся, вырастают с определенным набором качеств характера и проблем:
Из-за привычки внутренне замирать, они не понимают что с ними происходит — кроме стыда, не чувствуют других сильных чувств, таких, как гнев, вина, страх.
Это приводит к тому, что, например человек, не контролируя вспышки агрессии, может совершить акт насилия. Или, не понимая, когда необходимо остановиться в своем асоциальном поведении, может вызвать гневное осуждение или агрессию со стороны окружающих.
Человек не может владеть собой по одной причине — он не чувствует в себе стыда или страха, которые являются социально приемлемыми, потому что в детстве этих чувств было так много, что, для того чтобы выжить, ребёнку пришлось отказаться от них, сделать вид, что их нет.
Я росла в многодетной семье и была старшей дочерью. Мой отец отличался жесткостью и деспотичным характером. Он любил стыдить и «раскладывать по полочкам» мое поведение. Каждый день все, что я делала или чего не делала, подвергалось тщательному разбирательству. Я не помню дня, чтобы меня не стыдили за ошибки и не наказывали после этого. Наказанием чаще всего выступал угол, в котором я стояла и продолжала стыдиться сама себя. Родители говорили о том, что мне должно быть стыдно за то, что я не успела что-то сделать или выполнила неправильно. Когда я слышала эти слова, то во мне появлялось чувство ненависти и отвращения к себе. Переживая их, я не понимала, почему родилась такой неправильной, не умеющей радовать родителей, такой, которую они стыдятся. Когда я особенно сильно огорчала отца, и он говорил, что ему за меня очень стыдно, мне приходили в голову мысли о том, что было бы лучше, если бы я вообще не родилась. Иногда я просила Бога сделать так, чтобы меня не стало — возможно тогда родители перестанут стыдиться и им будет легче жить. В подростковом возрасте я пыталась покончить с собой. В настоящее время мое эмоциональное состояние является стабильным. Благодаря длительной работе с психологом я учусь принимать себя несовершенной и знаю, что стыд, который испытывали за меня родители, на самом деле не относился к моему несовершенству, а являлся их субъективным, неправильным мнением.
Гипертрофированный стыд, привитый в детстве, вызывает:
- глубокое чувство внутренней неполноценности;
- решение о том, что меня любить невозможно;
- привычку играть роль безупречного семьянина, когда в реальности все совсем не так;
- пренебрежение к собственной личности;
- склонность к созависимым отношениям и разного рода зависимостям;
- отвращение к себе;
- перфекционизм, не умение прощать себя и окружающих;
- отсутствие самостоятельности во всем;
- поведение, направленное на саморазрушение — алкоголизм, наркомания, беспорядочные близкие связи, склонность к суициду.