Дети, также как и взрослые, имеют полезные привычки поведения и вредные. Что оказывает влияние на их формирование, какой вклад в их появление вносят родители, сверстники и другие члены семьи, а также какие существуют способы развития у ребёнка полезных навыков поведения и привычек, можно узнать, прочитав эту статью.
Развитие привычек у ребёнка
Когда родители задумываются о формировании у ребёнка привычек, им стоит знать, что многие из них проявляются неосознанно. В этой статье будут рассмотрены такие привычки поведения, которые по мере взросления ребёнка становятся качествами характера. Как правило, от них бывает трудно избавиться. Это такие проявления в личности ребёнка, как привычка поздно ложиться спать и нежелание вставать утром, лень, откладывание важных дел на потом, привычка жаловаться на окружающих, жадность, обидчивость и так далее. Откуда они берутся?
Стоит заметить, что прежде, чем прочно закрепиться в личности, такие привычки сначала имели характер единоразовых проявлений, и только потом приобрели устойчивость. Возможно, к этому привели отсутствие необходимого воздействия взрослых, неэффективные методы воспитания, игнорирование нежелательных форм проявления ребёнка, непонимание им ответственности за происходящее.
Личный пример родителей
Родители, прежде чем пытаться искоренить в детях те или иные нежелательные привычки поведения, должны знать, что они появляются не просто так, ребёнок не рождается с ними и тем более он не использует их наперекор взрослым или просто так, от скуки.
Иногда детское поведение, которое вызывает раздражение или гнев родителей, вызывает в них желание немедленно взяться за воспитание, наказать детей — ограничить их свободу, лишить удовольствия, отругать или воздействовать каким-либо другим образом с целью изменения поведения. Однако взрослые, действуя такими методами, часто испытывают разочарование и недоумение: дети перестают вести себя неподобающим образом лишь на время, когда наказание забывается, они все повторяют снова — жадничают, хлопают дверью, обзывают друг друга, шумят в общественных местах, ленятся, обижаются и так далее.
Такое привычное проявление характера у детей, скорее всего, говорит о том, что его причина кроется не в безобидном привыкании к одной и той же модели поведения, а гораздо глубже — например, в том, что ребёнок, по каким-либо причинам считает это поведение нормой.
Прежде всего, дети считают нормой то, что видят в родителях. С малых лет поведение взрослых является для них молчаливым разрешением того, как можно себя вести, даже если за это ругают. Поэтому прежде чем пытаться менять привычки детей, члены семьи должны внимательно оглянуться на себя и понять, не делают ли они то же самое, за что ругают ребёнка?
Работа над собой и воспитание качеств личности, искоренение своих вредных привычек поведения — является первым шагом к тому, чтобы сформировать в ребёнке достойную, воспитанную личность, у которой существует чувство такта, понимание потребностей окружающих людей, уважение к старшим, умение ладить со сверстниками.
Дети и ответственность
Дети привыкают вести себя нежелательным образом, когда не несут ответственности за свое поведение. Другими словами, когда им все сходит с рук. Причиной этому могут служить: свободное воспитание в семье, где ребёнку разрешается все, прощение его проступков и отношение к ним как к безобидным шалостям, непонимание взрослыми психологии детей, в которой говорится о важности развития чувства ответственности.
Для того чтобы чему-то научиться, ребёнку необходим личный опыт. Именно с его помощью он может раз и навсегда усвоить правила поведения в школе и на улице, в магазине или на празднике.
Если дети имеют привычку вести себя невоспитанно в общественных местах, обижать и оскорблять своих друзей, когда те играют не по их правилам, скорее всего, они не почувствовали последствий такого поведения.
Чтобы научить ребёнка вести себя достойно и воспитанно, он должен понимать, чем чреваты для него ошибка или поступок. Только так можно добиться того, что вредные привычки поведения станут постепенно искоренятся, а полезные приходить им на смену. Так ребёнок научится понимать чувства других людей, простейшие правила приличия и вести себя соответствующим образом.
Общение со сверстниками
Дети общаются в социальных кругах и взрослым трудно избежать влияния общества на формирование особенностей их поведения. Ребёнок может перенимать привычки поведения своих друзей и приятелей. Почему он повторяет за другими? Возможно, ему хочется быть похожим на одного из своих друзей, который является душой компании и всем нравится. Тогда ребёнок может перенимать его походку, смех, предпочтения и качества характера.
Часто родители, недовольные подобными изменениями в ребёнке, ругают его, вместо того чтобы понять, что движет им, каких качеств не хватает ему в своей личности. Часто это уверенность, хорошая самооценка, яркая и стильная внешность, чувство юмора и так далее. Стоит поговорить с ребёнком и объяснить ему, что в жизни важно быть не похожим на кого-то, а стать собой. Укажите ребёнку на его особенности личности и таланты, которыми он обладает, приложите усилия для их развития.
Дети и СМИ
Ребёнок может перенимать негативные привычки поведения и характера, глядя телевизор. Например, подражает голосу любимого героя — смеется так же, как он, кричит, что возможно, доставляет неудобства окружающим и выглядит нелицеприятно.
Отучить от вредных привычек всегда сложнее, чем предотвратить их появление. Стоит обращать внимание на то, что смотрят дети — какие мультфильмы, фильмы, передачи — чтобы понимать, какое влияние это оказывает на их психику и поведение.
Развитие полезных привычек у ребёнка
Заметив вредные привычки поведения у ребёнка раннего и дошкольного возраста, помочь ему избавиться от них можно, используя отвлечения или проводя с ним больше времени. Беседуйте с ребёнком, объясняйте, как он выглядит, когда ведет себя неподобающим образом — некрасиво, неряшливо, агрессивно. Дети в этом возрасте мыслят чувствами и образами, поэтому, чем эмоциональней будут воспитательные разговоры, тем большего эффекта можно достичь. Главное, не забывать про личный пример — воспитывая ребёнка, помнить о собственном подобающем поведении.
Менять привычки детей старшего возраста может оказаться сложней — они прочно укоренились, и у ребёнка уже сформировалось мнение о себе и том, каким он хочет быть. Чтобы поменять его характер в лучшую сторону, нужно понять, каких качеств ему не хватает, что заставляет быть похожим на кого-то другого, игнорируя свои способности. Возможно, для коррекции поведения, потребуется помощь психолога.