Иногда поведение детей вызывает осуждение со стороны взрослых. Так бывает, когда ребёнок не слушается старших, часто капризничает без повода, грубит, дерется или кусается, отказывается выполнять простые требования. Плохое поведение — так говорят родители о детском непослушании и стараются найти способы, с помощью которых можно добиться того, чтобы ребёнок был покладистым, культурным, понимающим, спокойным. Самые популярные причины детского непослушания, а также рекомендации родителям, можно узнать из этой статьи.
Почему дети плохо себя ведут?
Стоит отметить, что ни один ребёнок не рождается агрессивным, злым, мстительным или жадным. Он приобретает устойчивые качества личности в процессе жизни, взросления, общения с окружающими людьми — ровесниками, педагогами, близкими. Существует несколько причин для развития плохого поведения.
- Недостаток родительского внимания. Дети «питаются» любовью и заботой взрослых. Им, как воздух, необходимо близкое общение с матерью и отцом. Бывает так, что ребёнок не получает столько внимания, сколько ему требуется. Обычно это происходит, если родители проводят большую часть времени на работе, часто находятся в отъезде или командировках, возвращаясь домой, занимаются бытовыми делами, а когда освобождаются, то сил и времени на то, чтобы уделить внимание детям у них не остается.
Плохое поведение возникает как реакция на недостаток общения с родителями. Ребёнок дерется с братом или сестрой, портит, разбивает вещи в своей комнате, капризничает на пустом месте, ведет себя агрессивно по отношению к родителям, пытаясь обратить на себя внимание. Взрослые ругают его за проделки и ошибки, начинают воспитывать, критиковать наставлять, и он, «напитавшись» контактом со знаком «минус», на время успокаивается.
- Конфликты и ссоры между родителями. Когда ребёнок становится свидетелем разногласий между матерью и отцом, он может бояться, страдать, переживать. Желая бессознательно остановить семейные ссоры, дети, своим плохим поведением, вызывают огонь на себя — проделками и шалостями они заставляют родителей перестать конфликтовать и обратить на них, пусть отрицательное, но внимание.
- Слишком строгое воспитание в семье. Когда взрослые держат детей в «ежовых рукавицах», не позволяя им жить своей, детской жизнью — смеяться, отдыхать, играть в шумные подвижные игры, получать желаемое, удовлетворять любопытство — ребёнок испытывает напряжение. Пытаясь избавиться от него, он начинает вести себя плохо. Отклоняющееся поведение, в таком случае, говорит о сопротивлении родительским способам воспитания и общения. Шалостями и нарушением правил ребёнок избавляется от напряжения, когда оно становится слишком сильным.
Прежде чем говорить о том, как бороться с детским нежелательным поведением, стоит сначала разобраться в причинах его появления. Часто бывает так, что, когда взрослые начинают понимать, почему ребёнок постоянно нарушает правила, ведет себя плохо — его поведение само меняется в лучшую сторону.
Для того, чтобы усмирить непоседу, успокоить агрессивно настроенного ребёнка, помочь ему избавиться от жадности, ревности, инфантильности родители могут применять много способов. Они начнут работать, если мать и отец научатся относиться к детям с пониманием, становиться на их место, чувствовать и видеть мир так, как это делают они. Вместе с тем, родителям полезно научиться контролировать собственные чувства и эмоциональные реакции.
Знакомство с ребёнком
Бывает так, что родители жалуются на плохое поведение детей. Однако, когда речь заходит о том, что они знают о детских желаниях, эмоциях, мечтах — матери и отцу почти нечего сказать. Так бывает в семьях, где общение между старшими и младшими сведено к нулю, взрослые заняты своей жизнью, а дети — своей. В такой семье ребёнок, чтобы привлечь к себе внимание, будет бессознательно стремиться нарушать правила и вести себя неправильно. Поэтому, прежде чем ругать и осуждать детей, родителям следует сначала ответить на вопросы:
- Что хочет добиться ребёнок постоянным нарушением правил?
- О чем он мечтает?
- Какой он по характеру?
- Какие у него есть положительные и отрицательные стороны?
- Что ему не хватает в семье?
- Чем он отличается от других детей?
- Какие у него есть уникальные достоинства?
Хорошо, если родители порассуждают над этими вопросами, ответят на них как можно подробнее, может быть, даже, в письменной форме. Такой анализ детской личности позволит взрослому понять, чего не хватает ребёнку и в чем настоящая причина того, что он ведет себя плохо и постоянно нарушает правила?
Родители и чувства ребёнка
Дети могут вести себя плохо и нарушать чужие границы, когда в семье им не позволяют выражать эмоции. Чаще всего, речь идет об отрицательных чувствах, таких как гнев, боль, ярость, обида, непонимание. Иногда взрослые ставят детям запрет на их выражение, говоря о том, что злиться — некрасиво, громко кричать, что-то требовать — некультурно, плакать — значит быть слабым, жадничать — быть плохим.
Каждый ребёнок, до определенного возраста, верит всему, что говорят о нем мать и отец, поэтому, чем он младше, тем крепче это вера. Дети, которым не позволяют выражать отрицательные чувства, вынуждены всегда сдерживать эмоции и находиться в напряжении.
Невозможность быть собой приводит к эмоциональному срыву — ребёнок, словно специально, создает ситуации, в которых его чувства могли бы вырваться наружу: испытывает терпение родителей, а потом обижается за то, что они наказали его, провоцирует брата или сестру на физическую агрессию и защищается, используя собственный гнев, создает из ерунды большую проблему и долго плачет по этому поводу.
Изменить плохое поведение ребёнка можно, если задуматься над тем, позволяется ли ему в семье быть самим собой, выражать те чувства, которые он испытывает. Родители могут заметить: чем чаще они будут разрешать детям делать это, тем скорее непослушание уйдет на второй план.
Дети, время и границы
Физическая и эмоциональная усталость у ребёнка часто выражается в плохом поведении. Дети устают от большой учебной нагрузки, дополнительных занятий, секций, кружков, конфликтов между родителями, неустроенный жизни.
Ребёнок, в силу своего возраста, еще не способен говорить о собственной усталости и просить родителей, чтобы они помогли ему — наладили баланс между отдыхом и деятельностью, помогли разобраться в том, что ему нужно, интересно, а что — нет.
Поведение на фоне усталости может выглядеть как капризы, раздражение, слезы на пустом месте. В данном случае помочь он ребёнку можно, если присмотреться к нему и понять, не перегружен ли он заботами и обязанностями, есть ли в его жизни все, что необходимо иметь в детском возрасте — достаточное время для сна, питания, расслабления, радости, познания мира.
Иногда остановить детское непослушание можно, если приучать ребёнка к соблюдению границ. Это актуально в тех семьях, где родители не имеют авторитета и детям позволяется абсолютно все, что они хотят. В данном случае взрослым нужно укреплять границы в семье — уметь говорить «нет», контролировать чувства и поведение ребёнка, ставить запреты, устанавливать нормы и правила.