Когда дети маленькие, достаточно часто можно видеть картину того, как они ссорятся с другими малышами на игровой площадке. Иногда причина таких ссор — нежелание вашего ребёнка дать приятелю свой игрушечный пистолет, куклу или пирамидку. Если это повторяется довольно часто, то такая ситуация может насторожить маму и папу. Они начинают переживать, что малыш растет эгоистом и не хочет ни с кем делиться.
На самом деле это совершенно нормальный этап в развитии ребёнка. Для развивающейся личности стремление обладать чем-то своим собственным — это совершенно нормальная реакция. Малыш осознает себя как отдельную индивидуальность. А ее базовое свойство — владение чем-то личным, принадлежащим только этому конкретному индивидууму. Не случайно слово «мое» — одно из самых первых в жизни многих малышей.
Задача родителей — аккуратно подвести ребёнка к мысли о необходимости делиться, о том, что быть щедрым — это хорошо и правильно. Малыш должен именно осознать и самостоятельно принять эту идею.
В каком возрасте дети могут научиться делиться
Чувство привязанности бывает очень сильным даже у совсем маленьких детей. Нередко годовалый малыш с истошным криком цепляется за маму, когда ее отвлекает звонок по телефону, или, например, хочет обнять папа или старший ребёнок. Малыш не хочет делиться мамой ни с кем, потому что видит в ней единственного своего защитника и опору, источник тепла и любви.
Когда ребёнок становится чуть старше, он может переносить такую крепкую привязанность и на определенные предметы — например, на игрушки. Даже изрядно потрепанная кукла или плюшевый мишка остаются неизменной частью жизни малыша. Любая попытка другого ребёнка поиграть любимой игрушкой вызывает резкое неприятие, поскольку маленький владелец воспринимает это как покушение на часть самого себя.
Нормальное развитие ребёнка должно сопровождаться постепенным проявлением желания поделиться с кем-то. Так, малыш начинает осознавать, что стремление приятеля взять его машинку не несет для него никакой угрозы, а от совместных игр можно получать большое и взаимное удовольствие.
Взрослые должны понимать, что естественным путем, то есть само по себе, такое осознание может и не появится. Это тот случай, когда соответствующим навыкам можно и нужно учить. И сознание ребёнка должно созреть для подобного обучения.
Психологи говорят о том, что трудно ждать каких-то ощутимых результатов от детей в возрасте до шести лет. Поэтому родители не должны их торопить. Двухлетний ребёнок просто не в состоянии осознать, что чувствует его партнер по играм, и почему он тянется к его игрушке. Только в 3-4 года обучение может дать первый позитивный результат. Такие уроки не должны быть навязчивыми, агрессивными, с использованием психологического давления или насмешек.
Если и в 4-5 лет малыш не готов по вашей просьбе проявлять щедрость, не надо считать его законченным эгоистом и переживать из-за его низких моральных установок. Все придет в свое время. Надо запастись терпением и продолжать свои уроки, которые призваны приучить ребёнка делиться.
Насколько эти навыки важны для развития ребёнка
Дети в самом раннем возрасте не имеют навыков социализации, они не умеют существовать в обществе. Умение поделиться чем-то — это то, что способствует выработке навыков общения, дружбе, общим играм и развитию ребёнка в целом. Когда он играет в одиночестве со своими любимыми игрушками — это один тип поведения. Когда же идет совместная игра и игрушки переходят из рук в руки — совсем другой. Для социализации малыша это наиболее подходящий вариант взросления.
В 3-4 года он не имеет четкого представления о времени и обычно достаточно импульсивен. Когда родители учат его делиться своими игрушками, то параллельно может идти обучение и другим важным навыкам. Например, можно попросить малыша дать кому-то игрушку на 5-10 минут. При этом нужно объяснить, сколько длится такой промежуток времени и как быстро он заканчивается.
Используйте при этом таймер. Для детей он также может стать своеобразной игрушкой, а уроки щедрости в таком случае сами превратятся в занимательную игру. Аналогичный урок можно провести и в том случае, если уже ваш ребёнок берет чужую игрушку.
Еще один урок — возможность получить удовольствие от того, что поделился с кем-то любимой вещью или сладостями. Ребёнок не должен воспринимать это как потерю или утрату, тогда постепенно придет понимание того, что щедрость способна приносить радость, будет важным этапом для формирования позитивной личности.
Какие практические шаги необходимо предпринять родителям
Стремление делиться не относится к врожденным качествам. Малышей этому можно только постепенно обучить. Дошкольные образовательные учреждения уделяют этому не слишком много внимания, не считая это важным навыком. Так что данная задача практически полностью ложится на плечи родителей.
Психологи предлагают множество вариантов для действий в этом направлении. Большинство упражнений не требует особых усилий и каких-либо дополнительных затрат. Нужно только желание взрослых сосредоточить развитие ребёнка в нужном направлении.
- Воздействуйте собственным примером.
Покажите ребёнку 3-4-х лет, как вы сами делитесь и какие эмоции при этом испытываете. Когда даете ему свой шарф, чтобы он мог дополнительно утеплиться, или угощаете своим пирожным, то обязательно говорите о том, что «делитесь» с ним. Ребёнок должен увязать в своем сознании предпринятое вами действие и его определение.
- Уважайте то, что любит ваш ребёнок.
Хорошо обращайтесь с вещами, которые малыш считает своими любимыми. Если он увидит плохое обращение, то это только утвердит его в мысли, что не надо ими ни с кем делиться. По возможности спрашивайте разрешения, если вам нужно взять что-то из вещей ребёнка. Уважайте его мнение, если он скажет «нет».
- Не наказывайте за скупость.
Если наказать маленького ребёнка за то, что он отказался с кем-то поделиться, то он может просто не понять причину наказания. В результате это породит обиду, но отнюдь не научит щедрости. Лучше действует положительная мотивация: поощрение и искренняя похвала за проявление щедрости.
- Ищите объяснения мотивов.
Если ребёнок отказывается поделиться игрушками или сладостями, обязательно попросите его объяснить — почему? Если же другие дети не дают ему свои игрушки, то обязательно также объясните и их мотивы, чтобы ваш малыш не думал, что так поступают всегда. Например, объясните, что Петя только что получил новую машинку в подарок на день рождения, и потому хочет поиграть сам. Или за Катей пришла мама, они должны уходить домой, а потому она не может дать свою куклу.
Будьте терпеливы, последовательны, и ваш ребёнок обязательно научится этому важному социальному навыку.