От очень многих современных родителей можно услышать жалобу: ребёнок совсем не может играть один, его нужно постоянно развлекать, сам он не может увлечь себя никакой игрой. Происхождение этой проблемы обнаружить не сложно: игра в наши дни становится все более увлекательной, но перестает исполнять свою главную функцию — развитие ребёнка.
Родители должны научить
Изначально активной обучающей роли родителей в детской игре не предполагалось. В естественных условиях взрослые были заняты обустройством быта и добыванием пищи, и развитие ребёнка происходило само собой. Малыш рассматривал окружающие его объекты, изучал их свойства, делал выводы об их возможном применении. С развитием цивилизации ширился круг предметов для роли игрушек и более сложными становились сами игры: ребёнок теперь не только изучал сами игрушки, но и отношения окружающих его людей. Так появлялись первые сюжетно-ролевые игры.
Современные дети имеют гораздо больше времени для игры, чем их сверстники еще сто лет назад, и игрушки теперь существуют такие, о которых родители несколько десятилетий назад не могли даже мечтать. Но вместе с этим все чаще можно наблюдать странную тенденцию развития ребёнка. В год малыш еще восторженно возится с звенящими погремушками и пытается запомнить, как говорит кошечка, а в три-пять лет ему уже не интересны роскошные игровые наборы, он идет к родителям: «Мне скучно».
Парадокс, мешающий ребёнку научиться нормально играть, заключается в том, что информации вокруг него одновременно слишком мало и слишком много. У современных детей много игрушек, это наборы с большим количеством функций. Сначала ребёнок радуется, когда видит такое великолепие. Но вот он перебрал все детали, все внимательно осмотрел — и что же дальше? Ему непонятно, и придумывать самому сюжеты кажется таким сложным, лучше оставить игру вовсе и пойти к родителям.
Главные — дети, а не игрушки
Почему бы не помочь малышу на этом этапе? Ведь родители уже когда-то сами проходили этот путь. У них не было такого количества игрушек — все заменяла фантазия. И это и была самая настоящая интересная игра — когда роль халата для врача исполняла папину рубашка, а водитель получал в руки руль в виде крышки от кастрюли. Главной направляющей в игровой деятельности было воображение самого ребёнка. Его игру определяли не имеющиеся в наличии игрушки, а его личное желание поиграть во что-то. Для этого нет специальных приспособлений? Ничего, сейчас создадим!
Вот эту творческую составляющую родители и должны ввести в золотое детство современного малыша. Пусть ребёнок почувствует себя хозяином положения. Во что будем играть? В доктора? Хорошо. Кто будет исполнять роль врача, а кто пациенты? Или может быть, врач будет общаться с медсестрой? Ну-ка вспомним, что еще может происходить в больнице и поликлинике? Появление игрушек в игровой деятельности вторично — это вспомогательные приспособления, а развитие ребёнка движется фантазией и творчеством малыша.
Развитие ребёнка в игре
Девочки издавна играют в кукол. Это понятно — такие игры возникали из подражания действиям матери. Маленькие девочки наблюдали за действиями взрослых женщин и старались показать, что они тоже готовы к роли будущей матери. Куклам не нужны для этого были яркие одежки и особые функции, первыми игрушками были обычные тряпочки и клочья травы. Теперь у девочек есть куклы на любой вкус — полностью имитирующие настоящего младенца и далекие от реальности модельные красавицы, есть плачущие куклы, кушающие, меняющие цвет и даже испражняющиеся. Родители могут приобретать для кукол красивые домики и кучи аксессуаров, но главная цель — научиться быть матерью, почувствовать, каково это, — часто отступает теперь на второй план.
Не это ли задача родителей — научить девочку в будущем заботиться о малыше? Кстати подобный навык пригодится и мальчику, ведь современные отцы участвуют в воспитании детей наравне с матерями. Почему-то родителей настораживает, если их сыновья начинают интересоваться куклами. Но ведь это же хороший знак — значит, перед глазами мальчика все время был пример заботливого отца, и он хочет подражать ему.
Пусть ребёнок сам предложит, в какой этап ухода за малышом он хочет поиграть. Кто у нас — младенец, дошкольник, или школьник? Какая будет ситуация — прогулка в коляске, чаепитие, день рождения или уроки? Что для этого понадобится? Ребёнок сам с удовольствием вырежет тетради и дневники для кукольных уроков. А запеленать младенца можно в любую прямоугольную тряпочку. Только после этого понадобится шикарная коляска.
Ребёнок познает профессии
Быть родителем — важная реализация человека, но в современном обществе не меньшую важность для познавательной деятельности ребёнка представляют профессии. Представления о них малыш также может получить в игре. Но родители должны правильно расставить акценты. Недостаточно окружить себя «таблетками» и «градусниками» из набора, чтобы почувствовать себя доктором. Быть водителем — это не только крутить большой руль и нажимать на клаксон. Что представляет собой профессиональная деятельность людей этих специальностей?
Что ребёнок знает о правилах дорожного движения? А о взаимодействиях с полицией и пассажирами при аварии? Какие еще люди участвуют в устранении последствий аварии? Это одновременно получится и игра, и развитие ребёнка в области познаний об окружающем мире. А какие существуют виды машин? Пусть малыш подумает о том, что водитель не просто перемещает куда-то транспортное средство, но выполняет необходимую для чего-то функцию. Лесовоз отвозит на стройку деревья, водитель автобуса перевозит людей, водитель подъемного крана понимает грузы на стройке.
Какую пользу ребёнок хочет приносить в своей игре? Быть водителей грузовика? Это совсем несложно. Любая коробка подойдет на роль кузова. Какой груз повезет водитель? Пусть он привезет газету дедушке в комнату, а потом в детскую старшей сестре — ручки и карандаши. Маме на кухне может пригодиться чистое полотенце. В такой игре раскрывается истинный смысл подражания взрослым профессиям — осмысленная деятельность, которая нужна для достижения цели и приносит пользу.