Когда люди смотрят на часы, они даже не задумываются об этом и автоматически определяют время. Без всяких колебаний каждый человек ориентируется в днях недели, месяцах, сезонах. Казалось бы, такие элементарные вещи знает абсолютно каждый. Но на самом деле только взрослый воспринимает время на подсознательном уровне, а вот ребёнок вынужден знакомиться с такими понятиями. Научить его обращаться с часами и календарем, понимать, что январь — это зима, а июнь — лето, могут близкие люди. И это необходимо, ведь уже в первом классе придется сталкиваться с датами и временем каждый день.
Определяем с ребёнком время
Начинать учить ребёнка пониманию времени по часам лучше тогда, когда он хорошо различает цифры и уверенно считает как минимум до 12. Так как дети в разном возрасте осваивают такой счет, то однозначно говорить о том, что время они начнут учить в 3 или в 5 лет просто невозможно. Учитывая индивидуальность каждого малыша, рекомендуется начинать тогда, когда он сам проявит интерес к часам.
Как правило, первое знакомство с ними происходит в игрушках: многочисленные развивающие комплексы включают в себя традиционный циферблат с подвижными стрелками. Когда кроха начнет задавать вопрос, что это и зачем, можно начинать рассказывать о том, как ходят эти стрелки и почему их две. Но обо всем постепенно.
- Ребёнку будет проще воспринимать информацию, если на часах будет пока 1 стрелка — часовая. Лучше сначала объяснить, что такое «ровно 1 час дня», «ровно три часа» и т. д.
- Следующим этапом становится освоение понятия «минуты». Обычно их объясняют так: часовой стрелке нужно время, чтобы добраться до следующей цифры. Между ними она путешествует 60 минут. Чтобы знать, как долго осталось путешествовать часовой стрелке — короткой и широкой, нужна еще одна — длинная и узкая.
- Теперь можно говорить о том, что «ровно» происходит тогда, когда обе стрелки сходятся на определенной цифре. Половина — когда длинная стрелка стоит на цифре «6», а короткая еще путешествует от одного часа к другому, и ей осталось пройти 30 минут.
Дальнейшее изучение времени придется корректировать в зависимости от того, как ребёнок умеет считать и понимать уже полученную информацию. Только закрепив эти понятия, можно объяснять использование часов более детально, ведь впереди еще понимание того, почему стрелка стоит на «1», а говорят, что прошло 5 минут.
Учим с детьми дни недели
Каждый малыш, который ходит в садик, рано или поздно понимает, что взрослые каким-то образом различают дни, хотя они похожи один на другой. И есть какие-то выходные, когда никто не идет на работу. В таком же режиме происходит осознание того, что такое «утро», «день», «вечер». Этому помогает и соблюдение определенных ритуалов после и перед сном.
Чтобы различать дни недели, можно воспользоваться следующими способами.
- Можно взять отрывной календарь и каждое утро отрывать листок. Новый ритуал объяснит, что утро — это начало дня. Вместе с детьми следует прочитать, как называется день. Можно одновременно рассказать о том, сколько дней всего в неделе, когда начнутся выходные и т. д. Когда неделя закончится, родителям нужно взять все 7 листиков и показать малышу, сколько дней прошло, напомнить, как они называются, а также объяснить, что эти 7 дней и есть неделя. Когда закончится месяц, следует точно так же показать ребёнку, что прошло 30 дней. Но на этом останавливаться нельзя, важно повторять все то же самое до тех пор, пока понимание дней недели и месяцев не закрепится. Впрочем, новый ритуал может просто понравиться крохе.
- В освоении дней недели помогут и дополнительные занятия, если дети ходят на танцы, занимаются спортом или музыкой. Когда все время расписано, им проще воспринимать, что, например, понедельник — день занятий рисованием, вторник — обязательная прогулка после садика или школы, среда — футбол. Тогда можно составить свой собственный календарь, в котором обязательно подписать дни недели. Лучше расчертить сразу на весь месяц или даже несколько, чтобы малыш видел, что все периоды повторяются.
- Помогут в обучении и обычные стихи про дни недели, месяцы и время. Их можно рассказывать по утрам, когда ребёнок идет в детский сад.
В таком обучение главное — систематичность и постоянство. Дни недели рекомендуется проговаривать ежедневно, тогда ребёнок постепенно их выучит. Если объяснять все только время от времени, то пользы от такого обучения не будет.
Как помочь малышу разобраться с временами года
Времена года изначально у каждого ребёнка ассоциируются с погодой и разными явлениями — «холодно», «тепло», «идет снег», «цветут деревья». Когда начинается обучение месяцам совместно с неделями и днями, можно рассказать о сезонах. Для этого проще всего нарисовать круг в виде часов, только вместо цифр на нем написать месяца. Круг символизирует цикличность и поможет понять, что времена года всегда идут один за другим, как и дни недели, и часы — все повторяется через определенный период.
Разбив круг на 4 сектора, можно разукрасить каждый из них характерными сюжетами.
- Зимой все лепят снеговиков и катаются на санках.
- Весной цветут деревья, распускаются листья.
- Летом обычно семьи отправляются на море.
- Осень — время желтых листьев и дождей.
Такие «часы» можно увидеть в различных методических пособиях. Можно купить готовый макет и вместе с изучением дней недели обсуждать с ребёнком, какой сейчас месяц, что происходит на улице, погоду и определять время года.
От родителей требуется только терпение
К сожалению, подобные понятия в силу своей абстрактности усваиваются не так быстро, как хотели бы родители. При этом каждый ребёнок индивидуален: когда один научится видеть в календаре даты в 6 лет, другой может освоить их только к 7-8 годам. Нет никаких возрастных рамок, когда малыш должен осознать, понять и различать подобные понятия.
В действительности время, даты, дни недели, месяца, времена года — довольно обширная система, которую невозможно охватить даже за несколько повторений, тем более, что ее нельзя пощупать и показать, хотя все в этом комплексе взаимосвязано. Поэтому родители должны набраться терпения и объяснять систематически такие простые и всем известные вещи.