21.06.2017 1759

Ребенок на пороге школы

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Школа отличается от детского сада не только уровнем образовательного учреждения, но и повышением эмоциональной и интеллектуальной нагрузки на детей. Ребенок в силу своей неопытности не знает, какая стоит перед ним задача, поэтому помощь родителей в этом вопросе бесценна.

Подготовка ребенка к школе

Система образования нашей страны с каждым годом усложняется и ни для кого не секрет, что знания дошкольника сейчас должны быть такими же, как у первоклассника десятью годами ранее. Если тогда уметь считать, немного писать и хорошо говорить считалось нормальным, то в настоящее время этих знаний мало для успешного старта в учебе. Четкая речь, уверенное изложение своей мысли, хотя бы минимальное умение чтения и письма, быстрая реакция на вопросы, способность налаживать коммуникации с детьми — основные навыки, с помощью которых ребенок с легкостью может заявить о себе в новом коллективе. Помимо этого, будущий первоклассник должен все знать о себе и уметь это рассказать. На первый взгляд, может показаться, что свое имя, имена родителей, фамилию и домашний адрес знает каждый ребенок, достигший шестилетнего возраста. Но это не совсем так, и тут дело даже не столько в знании, сколько в психологическом аспекте. Незнакомая обстановка школы, новые лица, повышение уровня ответственности заставляют дошкольника нервничать и теряться в ответах на вопросы. Именно поэтому готовится к новому этапу развития необходимо заранее.

Учеба в первом классе — очень трудное время не только для родителей, которые переживают за адаптацию своего чада в новом месте, но и для школьника. Поток информации, который буквально обрушивается на молодой организм, сокрушительным образом влияет на детскую психику. Для достижения готовности грызть гранит науки в полной мере, родители должны систематически заниматься с ребенком. Продолжительность занятий в оптимальном варианте не должна превышать 20 минут, с перерывами на отдых. Количество заданий и их сложность нужно увеличивать плавно, учитывая скорость усваивания ребенком материала, без нарушения привычного распорядка дня. Лучше всего новую информацию дети воспринимают во время игрового процесса, поэтому основная задача родителей — увлечь малыша, чтобы ему самому было интересно изучать фундаментальные азы знаний. Принцип работы часов и понимание, который сейчас час, ребенок научится делать, если систематизировать обычные дела по времени, постоянно тренируя мышление. К примеру, обедать нужно в 12 часов, а гулять после полдника. Несколько раз, разобрав свои действия с ребенком по часам, можно быть уверенным в том, что контроль над временем малыш осуществляет самостоятельно и с особым усердием. Затем, дождавшись нужного положения стрелок на циферблате, подбежит отпрашиваться на улицу или напомнит, что приближается время семейного ужина.

Изучение в ходе обыденной жизни времен года, дней недели, состояний погоды тоже не составит труда. Взрослые, загруженные проблемами и заботами, перестают видеть простые вещи, постоянно их окружающие. Но для ребенка это новые события, предметы и знания. Из ежедневной прогулки он узнает, что есть множество разных птиц, некоторые из них прилетают лишь летом, когда тепло и зелено — значит, сейчас лето, небо затягивается серыми тучками — значит, пойдет дождь, именно поэтому прохожие несут в руках зонтики. С детьми нужно общаться. Чем чаще и продолжительнее это происходит, тем выше уровень развития ребенка.

Творческий ребенок

Творческий ребенок

Тяга к искусству проявляется не у всех детей, и заставить любить его насильно просто невозможно. Поэтому даже малейший интерес ребенка к творчеству нужно поддержать и подыскать курсы, кружки, школы, развивающие талант и помогающие достичь высот в выбранном направлении. Кроме того, творчество — это отличный помощник для родителей. Рисование, лепка, музыка и даже танцы помогут незаметно для ребенка запомнить простые и столь важные для жизни вещи. Если увлечением стали танцы, то довольно легко попросить малыша нарисовать танцора, сделать это старательно и аккуратно, так как важна каждая деталь. Положения ног, головы, кистей рук зависят от вида танца, и эта новая информация станет весьма полезной. Наряд артиста содержит в себе разные фигуры и цвета, а с помощью фломастеров или красок, простое развивающее занятие превратится в приятное и веселое времяпровождение. Развить фантазию ребенка поможет родительская просьба примерно подобрать, а, может, и напеть ту песню, с которой ассоциируется в детском сознании нарисованная картина. Кто знает, быть может, именно в этом раннем возрасте и зарождаются будущие звезды.

Участие родителей в жизни ребенка

Родители начинающего школьника должны понимать, насколько трудно ребенку адаптироваться в новых условиях, и что он ждет их помощи. Впервые самостоятельно выполняя уроки, ему трудно сконцентрироваться на важных задачах. Он просто еще не понимает, что важнее, а что не так сильно. Мудрость и терпение родителей могут научить ребенка подразделять все на этапы по сложности, длительности выполнения и серьезности предмета. Каждый пример или упражнение первое время стоит делать совместно, проговаривая и обсуждая, почему сделано именно так, и в каких случаях необходимо сделать иначе. Критика и упреки в такие моменты просто недопустимы. Пусть письмо требует аккуратности и чистоты, ребенок научится со временем, но в момент начала учебного процесса ему трудно контролировать все и сразу. И писать красиво, и считать быстро, и при этом не отвлекаться на посторонние вещи. Мелкие замечания, советы, наводящие вопросы — вот что ждет школьник от родителей. Любому человеку трудно работать в сонном состоянии, а ребенку это труднее в несколько раз. Поэтому не рекомендуется заставлять переписывать домашнее задание с чернового варианта в чистовой. Лучше постепенно научится аккуратно исправлять ошибки, чем, засыпая, сделать их еще больше.

Как правильно делать уроки

Как правильно делать уроки

Четких правил, соблюдения которых должны придерживаться родители, приучая ребенка добросовестно выполнять домашние задания, нет. Однако, есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание, планируя распорядок дня юного школьника. Уроки желательно выполнять в строго обозначенное время, например, с трех до пяти часов дня, чтобы систематизировать этот процесс для ребенка и помочь ему стать более организованным. Временные рамки, естественно, в каждой семье свои и гармонично сочетаются с графиком работы родителей. Тем не менее, первые два часа после учебы ребенку просто необходим отдых. Подкрепление полученной в школе информации и выполнение уроков стоит отложить на более позднее время и предоставить возможность школьнику отвлечься на игры, прогулки или хобби. Это позволяет расслабиться и морально подготовиться для решения задач. Концентрация внимания при этом усиливается в несколько раз, а желание быстрее покончить с уроками и вернуться к развлечениям лишь мотивирует ребенка. Нет необходимости корпеть над занятиями до поздней ночи, лучше дать организму выспаться и вернуться к оставленным вопросам пораньше утром, или повторить материал по дороге в школу.