Как не допустить синдрома отличника у ребенка?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Почти все родители мечтают о том, чтобы ребёнок учился в школе на «хорошо» и «отлично». Однако, как показывает практика, последствия всегда хорошей учебы и стремление не совершать ошибок имеют много побочных эффектов. Прежде всего, они плохо отражаются на детской психике и судьбе ребёнка. Синдром отличника — один из «побочных эффектов» отличной учебы. Как распознать его? Что происходит с ребёнком, когда в его жизни появляется навязчивая идея — всегда учиться исключительно хорошо? Что чувствуют дети, если не получают желанную «пятерку»?

Как вылечить хронический насморк у ребенка

Что делать, если хронический насморк не оставляет в покое вашего малыша? Существуют ли действенные методы его лечения и если да, то какие?

«Темная сторона» отличной учебы

«Темная сторона» отличной учебы

Большинство считают, что быть «отличником» — замечательно, и это то, к чему должны стремиться дети и родители. Однако, у постоянного стремления к хорошей учебе есть обратная, «темная сторона». Дети, которые не представляют себе спокойной жизни, если у них по одному из предметов стоит не «пять», а «четыре», привыкают к тому, что быть важным и нужным можно, только если ты это заслужил. Поэтому, оказываясь в роли неуспешного ученика, они склонны испытывать сильные чувства вины и стыда, которые «разъедают» психику и идентичность.

Дети-отличники лишены намного больших радостей в жизни, чем их сверстники, которые не слишком переживают из-за того, какая оценка у них стоит.

Часто, за напускной уверенностью и силой духа «отличник» прячет ранимую и чувствительную душу. У такого ребёнка могут наблюдаться пограничные особенности личности. Они проявляются в том, что он чувствует сильную душевную боль, если ему делают замечание, неодобрительно смотрят, критикуют, ставят оценку на балл ниже. Для «отличника» может быть невыносимо понимать, что он не справился с заданием или выполнил его неидеально. Из-за этого ребёнок словно «разваливается на части». По этой причине дети стремятся во что бы то ни стало приносить «пятерки». В обратном случае, они ощущают сильный стыд и неприятное чувство, что с ними не все в порядке. В результате этого они привыкают думать, что внимание, любовь к себе и похвалу нужно обязательно заслуживать.

Психотерапия человека с пограничным расстройством личности занимает много времени и сил у того, кто хочет помочь себе научиться жить по-другому. Родителям важно мотивировать ребёнка на хорошую учебу, однако при этом не стоит забывать о его личности и душевном состоянии.

Синдром отличника: с чего все начинается?

Синдром отличника: с чего все начинается?

Откуда берутся отличники? Таких детей отличают от других некоторые особенности характера. Они аккуратны и избирательны во всем, стремятся выделиться среди сверстников, послушны и ответственны. Отличники могут как иметь лидерские задатки, так и находиться в тени других учеников, не желая заводить близких контактов.

Почему дети становятся такими? На них влияют собственные индивидуальные особенности и воспитание в семье. Какие методы воспитания способны привести к развитию нездорового перфекционизма у ребёнка?

  • Постоянная и чрезмерная критика личности, поведения;
  • демонстрация того, что жизнь не может приносить радость. Для того чтобы быть нужным, хорошим, нужно трудиться не покладая рук;
  • нельзя радоваться и наслаждаться жизнью, если не сделаны уроки, не выполнено важное дело или совершена ошибка;
  • в жизни все и всегда нужно уметь предугадывать и предусматривать;
  • установка «Не важно, кто ты. Важно то, что ты делаешь. Если у тебя что-то не получается, значит, с тобой не все в порядке»;
  • постоянное указание на ошибки и несовершенства, игнорирование заслуг. Это приводит к развитию низкой самооценки и развитию чувства собственной никчемности. Именно его дети пытаются «заглушить» отличными оценками;
  • частое наказание, в том числе физическое, за поступки, которые были совершены в порыве сильных чувств — радости, печали. Таким детям не разрешается проявлять сильные эмоции, поэтому они часто выглядят и чувствуют себя напряженными;
  • сравнение ребёнка с другими детьми — братьями, сестрами, друзьями.
Случай из личной практики

На прием привели девочку 10 лет. Жалобы: головные боли и рвота перед выступлениями или контрольной работой. С детства страстью ребёнка является фигурное катание. В школе девочка учится на одни пятерки. В результате интенсивных тренировок и основного обучения у ребёнка остается всего один свободный день в неделю, когда она может посвятить его общению с подругами, любимому занятию и просто отдыху, в остальное время она трудится на льду или в школе. У нее нет близких подруг, кроме одной, с которой она видится только в школе.

В результате работы выявлена сильная тревога, которая касается страха совершить ошибку. Ребёнок боится сделать что-то не так, как от него ждут, или недостаточно хорошо. В результате этого у нее стали появляться приступы панической атаки. Такая психосоматика отрицательно сказывается на психоэмоциональном развитии девочки и ее настроении. Почти все свое время она проводит в напряжении, ожидании и страхе совершить ошибку. Кроме этого, страх активно подавляется ею как запретное чувство. На то, чтобы сдерживать его, уходит много сил, поэтому все чаще она выглядит вялой, обеспокоенной, изможденной. В данном случае необходима психологическая работа со всей семьей.

Первое, чему нужно научиться всем ее членам — это принимать и любить себя и друг друга неидеальными, без заслуг и достижений, такими, какие есть.

Как не допустить развитие синдрома отличника?

Как не допустить развитие синдрома отличника?

Рекомендации родителям, которые заметили у своего ребёнка синдром отличника и хотят остановить его развитие.

  • Не стоит придавать оценкам сверхважное значение. Ребёнок должен понимать, что любовь родителей к нему не зависит от его успеваемости в школе.
  • Требования к ребёнку должны быть такими, чтобы он мог справляться с ними.
  • Детям важно знать, что они любимы и важны не за оценки, а просто так.
  • Если ребёнок стремится все всегда делать идеально, тратит много времени на обучение, стремясь заслужить похвалу, нужно научить его расслабляться, отдыхать и восстанавливать потраченные силы.
  • Нужно учить ребёнка прощать себя за ошибки, не поддерживая веру в личное всемогущество и идеальность.
  • Дети с синдромом отличника часто опираются на слова «надо» и «должен». Поэтому родителям полезно научить их слышать себя и свои желания.
  • Во время общения следует избегать фраз «Умные дети так себя не ведут» или «Ты меня разочаровал» и тому подобных, которые заставляют следовать идеальному образу себя, не признавая, при этом, себя настоящего.
  • Дети должны видеть и знать, что иногда ошибаться и прощать себя — это нормально.
  • Чем больше свободы, спонтанности и искренней радости будет в поведении родителей, тем легче ребёнку отказаться от привычки стремиться к идеальному поведению. Начать избавляться от комплекса отличника можно, если всей семьей позволить себе проживать так называемые «разгрузочные» дни, проводя их радостно, весело, свободно.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Биологически активные добавки для суставов: мифы и реальность

Спасут ли биологически активные добавки суставы: подробно разбираем с экспертами

Малыш, родители и колики: как пережить 100 дней плача?

Часто первой проблемой, пугающей молодых родителей, становятся колики у малыша. Как помочь детям при боли в животике, читайте на MedAboutMe.

Колики у малышей: полезные советы родителям

С коликами, так или иначе, сталкивается подавляющее большинство родителей совершенно здоровых малышей в раннем возрасте.

Как вылечить хронический насморк у ребенка

Что делать, если хронический насморк не оставляет в покое вашего малыша? Существуют ли действенные методы его лечения и если да, то какие?

Поддержка для суставов: зачем нужны ортезы?

Ортезы используются при травмах и болезнях опорно-двигательного аппарата. А новые разработки могут вернуть подвижность даже в самых сложных случаях.
Опубликовано 17.01.2019 10:38, обновлено 17.04.2020 18:18
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Как влиять на ребенка, не наказывая его?
Воспитание без наказания: правила, советы и рекомендации.
Методы обучения детей правилам личной безопасности
Беспокоитесь за безопасность ребенка? Помогите ему освоить базовые навыки осторожности и самозащиты.
Как родителям не избаловать детей?
Что нужно делать родителям, чтобы не избаловать детей?
Как воспитать гениального ребенка?
Каждый ребенок рождается маленьким гением. Как развить природные способности детей?
Хорошие привычки ребенка: этикет за столом
Соблюдение этикета и культура еды – это хорошие привычки, способствующие нормальному пищеварению.
Раннее воспитание детей: рекомендации родителям
Как вырастить из ребенка полноценную личность? Начать процесс осознанного воспитания как можно раньше.