Очень часто родители нервничают, раздражаются и злятся, когда помогают ребёнку учить уроки. Эмоции детей, в это время, тоже не отличаются положительным характером. Ребёнок расстраивается, перестает понимать, что от него хотят, боится, если взрослые кричат на него и пугают наказанием.
Пытаясь контролировать учебный процесс, родители совершают ошибки, которые, впоследствии, портят общение в семье, снижают мотивацию к обучению, отдаляют детей и взрослых друг от друга.
Как правильно помогать ребёнку учить уроки, и стоит ли это делать? Ответы можно получить из данной статьи.
Отношение родителей к урокам
Многие специалисты считают, что мать и отец не должны вмешиваться в процесс обучения. Однако, не всем родителям удается соблюдать это правило. Когда ребёнок идет в первый класс, взрослые переживают сильнее, чем он, о том, что его ждет в школе и привыкнет ли он к учебному процессу. Собственная тревога заставляет родителей совершать такие ошибки:
- они делают уроки за ребёнка, когда он говорит, что устал, или отказывается выполнять домашнее задание;
- каждый день ходят к классному руководителю для того, чтобы узнать, как отвечал ребёнок, как общался со сверстниками, усвоил ли материал;
- слишком серьезно относятся к записям в дневниках и неудовлетворительным оценкам — ребёнка наказывают, лишают удовольствия и своего общения.
Такое отношение к школьной жизни ученика объясняется тем, что родители имеют повышенную тревожность, которая связана со школой. Возможно, они сами страдали от несправедливого отношения своих родителей или учителей, боялись принести домой «двойку», потому что знали, что из-за этого им придется страдать, в детстве были приучены к тому, что, сначала они должны быть прилежными учениками и только потом детьми — со своими желаниями, чувствами, потребностями.
Тревога взрослых по поводу обучения передается детям, и отношения между членами семьи портятся. Что делать, чтобы избежать этого?
- нужно видеть в ребёнке личность и только потом ученика;
- школа — это ответственность ребёнка. Взрослые не должны лишний раз беспокоиться о том, как он подготовил уроки, собрал ли портфель, какие у него отношения с одноклассниками.
Если родители чрезмерно контролируют эти процессы, то ребёнок может вырасти несамостоятельным. Чем проще они будут относиться к тому, что происходит у него в школе, а, вместо этого, станут чаще весело проводить время вместе, общаться как, близкие друзья, тем лучше будет чувствовать себя ребёнок, а это значит, что его мотивация к обучению вырастет, хорошее настроение позволит заниматься уроками с удовольствием.
Ребёнок должен все уметь и понимать
Одна из распространенных ошибок родителей — это ожидание о том, что школьники обязаны понимать учебный материал с первого раза, быстро делать задание и не иметь проблем в обучении. Такой подход к детям и урокам является неправильным. Ребёнок, особенно если он пошел в первый класс, является новичком в школьном мире. Ему, как никогда, требуется помощь и поддержка взрослых. Информацию, которую получает ученик на уроке, он может не понять с первого раза — и это является нормальным. Когда родители требуют идеального выполнения заданий, тем самым, они «ставят» ребёнка в тупик и заставляют его думать, что он глупый и ни к чему не способный, потому что не усвоил материал с первого раза.
Привычка родителей быть рядом, когда ребёнку трудно, сохранит теплое общение в семье. Задача взрослых найти грань между поддержкой и гиперопекой. Не стоит предлагать помощь сразу, как только школьник открывает учебник. Родители могут издалека контролировать этот процесс, интересоваться, как у школьника идут дела. Ребёнок должен уметь просить о помощи других — это качество пригодится ему в жизни. Поэтому, хорошо, если, прежде он попытается разобраться с домашним заданием самостоятельно, и, только потом, когда поймет, что не справляется — обратится к матери или отцу с просьбой помочь ему.
Привычка кричать
Распространенной является ситуация, когда родители и дети ссорятся из-за того, что ребёнок не может или не хочет делать уроки дома. Тогда взрослые не выдерживают и начинают кричать. Такое поведение матери и отца точно не приведет к тому, что школьник сконцентрирует внимание на задании, уровень его памяти и восприятия повысится, и он сделает все на «отлично». Крики родителей вызывают слезы, чувства боли и страха. Отношения в семье могут надолго испортиться. Как делать уроки без криков?
Хорошо, если родители станут замечать момент, во время которого они готовы «сорваться на крик». Обычно это ощущение в теле — когда, после долгих часов уговаривания и объяснения, ребёнок все равно совершает нелепые ошибки — у взрослого человека перехватывает дыхание, кровь приливает к лицу, дрожат руки, внутри клокочет гнев. Именно в эти минуты мать или отец перестают контролировать себя и начинают кричать.
«Остановиться» и не делать этого — значит отойти от ребёнка на безопасное расстояние в тот момент, когда в теле появились подобные ощущения. Можно выйти в другую комнату и заварить себе чай. Если ребёнок пытается контактировать, то, полезно на 10 минут отвлечься от уроков и предложить чай ему. Полезно устраивать перерывы во время выполнения домашнего задания. Когда дети «переключаются» с математики или чтения на любимое хобби — рисование, вырезание, оригами — то, возвращаться к урокам им легче и интересней.
Когда родители «на взводе»
Борьба за хорошие оценки может привести к тому, что отношения с ребёнком будут испорчены. Чтобы этого не случилось, нужно научиться контролировать себя.
Полезно осознать собственные чувства, которые рождаются, когда родители понимают, что ребёнок не усваивает материал или «скатился «на двойки». Чаще всего, взрослые испытывают стыд или вину. Полезно разобраться с тем, откуда они появляются и о чем говорят. Дети находятся под опекой взрослых, однако, обязанности по выполнению уроков — это их личная ответственность, а не забота родителей. Мать и отец могут разрешить себе не стыдиться того, что ученик не усвоил новую тему, сделал упражнение неправильно или забыл выучить стихотворение. Чем раньше родители станут дистанцироваться от школьной жизни ребёнка, вмешиваясь в нее только тогда, когда он просит о помощи, тем скорее он осознает свою взрослую роль и помет, что делать уроки и заботиться об успеваемости — это его забота и ответственность.
Главная родительская роль в данном случае — поддерживать ученика, хвалить за достижения, гордиться им.