Жизнь многих современных детей наполняется электронными устройствами уже с самого раннего возраста. Любящие родители стараются порадовать малыша радиоуправляемыми машинками, разговаривающими куклами и другими продвинутыми игрушками. Чуть позже ребёнок осваивает мобильный телефон, компьютерные приставки, компьютер. Удивительной особенностью детей является легкость, с которой они овладевают современными гаджетами. Если бы это требовало от них больше усилий, то, возможно, проблем привыкания, граничащих в отдельных случаях с зависимостью, было бы меньше.
Чем опасны электронные игрушки для детей
Совсем обойтись без гаджетов невозможно, да это и не нужно. Электронные устройства одновременно и вредны, и полезны. Но минимизировать их роль в жизни ребёнка просто необходимо.
Вид маленького ребёнка, еще не умеющего читать и писать, но уже увлеченно тыкающего пальчиками в кнопки, умиляет взрослых. Они радуются и считают, что в этот момент малыш умственно развивается. Однако психологи предупреждают, что чрезмерное увлечение электроникой замедляет развитие речи, обедняет мышление и снижает внимательность малышей.
Если дети привыкли общаться в основном в соцсетях, то их речь становится односложной, примитивной, похожей на смс. Многие уже в подростковом возрасте не могут выражать свои чувства и эмоции словами. Они привыкли общаться смайликами, лайкать фотографии, а словарный запас в это время снижается.
Кроме того, просиживание за столом провоцирует проблемы со здоровьем: у детей ухудшается осанка, зрение, может появиться лишний вес.
Обучение для малышей
Лучше использовать электронные гаджеты дозированно, в тех случаях, когда они могут быть действительно полезны. В первую очередь это время ожидания в очередях, во время поездок, для отвлечения ребёнка в спорной или конфликтной ситуации.
В дошкольном возрасте использование компьютера очень удобно для получения новых знаний, знакомства с миром живой и неживой природы. Но использование компьютера для малыша нужно строго дозировать, чтобы это не переросло в привычку играть часами и портить зрение. Никакие компьютерные игры не стоят того, чтобы пропускать основное занятие детства — игры с друзьями во дворе.
Что могут сделать родители
Если взрослые замечают, что ребёнок проводит большое количество времени за компьютером или планшетом, мало бывает на улице и предпочитает общение в социальных сетях, им надо проанализировать причины такого поведения и предпринять необходимые меры.
Начинать надо с себя. Ребёнок почти всегда копирует поведение любимых родителей, и если мама или папа не отрываются от смартфона даже во время еды и разговора, то стоит ли удивляться, что малыш поступает так же. Если взрослым необходимо вечером поработать за компьютером, ребёнку это надо пояснить с указанием времени, требующегося для выполнения работы. Своим примером родители должны показывать детям, что есть более интересные занятия, чем общение в социальных сетях и компьютерные игры. Это лепка, рисование, настольные игры, семейные прогулки в парке или посещение зоопарка. У ребёнка должен быть самокат или велосипед, полезно поощрять подвижные игры на свежем воздухе.
Среди других причин увлечения детей гаджетами могут быть психологические проблемы, мешающие полноценному общению со сверстниками. Возможно, у ребёнка не складываются отношения с детьми во дворе или детском саду, он излишне застенчив, не уверен в себе или, наоборот, агрессивен и нетерпим. Родители знают характер своего малыша и могут помочь ему преодолеть сложные моменты.
Ребёнку нужно больше внимания
Чтобы найти друзей по интересам, следует записать ребёнка в спортивную секцию или творческий кружок. Возникновению дружбы очень способствуют совместные игры. Для начала можно выйти во двор, взять мяч, машинки и организовать игру детей во дворе, пригласить новых друзей в дом.
Если ребёнок не умеет знакомиться, боится чужих людей, надо подсказать ему тему для беседы, поучить навыкам общения. Не следует сразу критиковать новых приятелей, а если без этого не обойтись, то делать это нужно как можно деликатнее.
Полезно научить детей играть в сюжетно-ролевые игры, где нужно распределять роли между игроками, уметь договариваться. Нужно подсказывать новые сюжеты для таких игр. Когда малыш научится в них играть и будет получать удовольствие, круг друзей сформируется сам собой.
Родители должны позаботиться, чтобы ребёнок был постоянно занят интересными играми и занятиями, тогда ему некогда будет сидеть за компьютером. Строгие запреты не рекомендуются, они могут повысить значимость запрещаемых вещей.
Нужно поощрять прогулки ребёнка на улице, поддерживать его в играх. Во дворе можно устроить соревнования, веселые старты или футбольный матч. Причем организовать и собрать ребят можно и через соцсети, а во дворе отвлечь от интернета подвижными играми.
В зимний период дети сами с удовольствием построят горку из снега, сами зальют ее водой и покатаются. Их только нужно собрать и объяснить, что нужно сделать. Можно устроить лыжные гонки, самим обозначить трассу, линию финиша, подготовить подарки победителям.
Главное — вывести детей на улицу, собрать и увлечь, дальше ребята сами познакомятся ближе, подружатся.
Замечательный повод подружиться — домашние животные. Когда ребёнок станет выходить гулять с собакой, он будет знакомиться и общаться с другими такими же любителями животных. А объекты общих интересов в это время будут бегать поблизости.
Если завести ребёнку кролика или морскую свинку, и он будет ее периодически выгуливать, то станет звездой во дворе. Внимание малышей во время таких прогулок будут приковано к милым пушистым животным. В процессе общения с живым существом дети перезнакомятся, подружатся, начнут общаться. У них будут общие темы для разговоров.
Когда ребёнок почувствует радость от прямого общения с другими детьми, удовольствие от движения и любой физической активности, ценность электронных игрушек заметно снизится. Они перестанут быть необходимой потребностью, выработается адекватное отношение к гаджетам как к удобному дополнению других интересных занятий.