Подавляющее большинство современных семей прилагают немало усилий для того, чтобы их детей приняли в дошкольное образовательное учреждение. Причин для этого несколько, все они довольно просты и вполне объяснимы с практической точки зрения.
Во-первых, родители хотят, чтобы малыш находился под присмотром квалифицированных воспитателей, пока они сами находятся на работе. Если не удается своевременно получить место в детском саду, маме приходится сидеть дома с ребёнком, а семейный бюджет становится более скудным.
Во-вторых, в детсаду более активно идет развитие ребёнка. В случае необходимости с ним работают узкие специалисты — психологи, логопеды. Малышу дают начальные знания, постепенно готовят его к школе.
В-третьих, детсад — это начальный опыт социализации. Дети заводят здесь первых друзей, учатся быть частью коллектива, взаимодействовать с другими малышами, получают навыки общения. Однако как раз с этим и могут возникнуть проблемы — когда ребёнку никак не удается подружиться с кем-то в детсаду.
Почему дети в детском саду не могут найти себе друзей
Очень часто ребёнку не удается найти друзей в новом коллективе просто потому, что он не умеет дружить и не знает, как это делать. Особенно если он воспитывался в семье, где не было других малышей или где он находился в условиях гиперопеки. В этих обстоятельствах главная задача родителей — научить его знакомиться и завязывать дружеские отношения.
При этом нельзя навязывать малышу избыточный контроль. Достаточно дать ему определенные инструменты, которые позволят самостоятельно наладить отношения с другими воспитанниками детсада.
Таким инструментом для развития ребёнка могут быть совместные ролевые игры, прорабатываемые в семейном кругу. Например, мама изображает потенциального друга, а малыш должен потренироваться в том, как начать с ним знакомство и завязать дружбу. Мама должна подсказать, как подойти и что сказать. Но важным является даже не первый, а последующие вопросы к потенциальному другу. Только умение развить беседу может гарантировать ребёнку внимание со стороны других воспитанников группы и участие в совместных занятиях.
Такие ролевые игры постепенно сформируют у ребёнка умение знакомиться. В игровой форме даже очень стеснительные дети могут выучить и запомнить самые простые и эффективные фразы для начала общения. Кстати, потренироваться можно не только на маме, но и на любимых игрушках, разыгрывая реплики за обе стороны — свою и потенциального друга.
Психологи рекомендуют, чтобы родители в повседневных разговорах называли других воспитанников друзьями своего малыша — например, чем вы сегодня занимались с твоими друзьями, или кто из друзей сегодня сидел с тобой за столом на обеде? Это позволит ребёнку привыкнуть к мысли о том, что в детсадовской группе у него на самом деле есть потенциальные друзья. Это его раскрепостит и избавит от значительной доли стеснительности.
Что предпринять родителям
Взрослые должны поддерживать любые попытки детей налаживать дружеские отношения друг с другом. Но в этом процессе надо быть очень тактичным и терпеливым. Если слишком давить или реагировать на одиночество ребёнка придирками и насмешками, он может окончательно замкнуться в себе.
Родители — это главная опора малышей в дошкольном возрасте. Если они не могут рассчитывать в столь важном вопросе на поддержку мамы и папы, то теряют уверенность в себе и при решении других проблем.
Не пытайтесь решить данную проблему в одиночку. Ищите понимание и поддержку у воспитателя группы, в которую ходит ваш малыш. На развитии ребёнка это скажется исключительно позитивно. Проявляйте инициативу, договаривайтесь о личных встречах. Сотрудник детского сада может заметить в поведении вашего малыша то, что ускользнуло от вашего родительского взгляда.
Попросите воспитателя рассказать о детях, которые занимаются вместе с вашим малышом. Есть ли среди них те, кто по характеру и темпераменту особенно подходят для общения с вашим ребёнком? Узнайте, можно ли организовать групповые занятия или игры с участием таких детей, чтобы они могли сблизиться и подружиться.
Дома в спокойной доверительной обстановке попросите ребёнка рассказать о том или ином его одногруппнике. Так вы сможете определить, кого он хорошо знает, к кому испытывает симпатию, а к кому остается равнодушным.
Как дружба влияет на развитие ребёнка
Детский сад — это первая ступень в социализации ребёнка. От того, насколько успешно она будет идти в дошкольном образовательном учреждении, во многом зависит дальнейшее развитие ребёнка. Просчеты и неудачи этого процесса в раннем возрасте негативно сказываются и на всех последующих этапах социализации.
Поддержать стеснительного ребёнка, подготовить его к тесному общению с достаточно большим кругом сверстников в детском саду можно и за его пределами. Есть соседи, друзья родителей со своими семьями, родственники. В итоге круг детского общения может быть достаточно широким — надо воспользоваться этими возможностями для активной социализации ребёнка.
Совместные детские праздники, походы в кино, парк, занятия спортом — все это способствует общению и формированию определенных навыков, которые помогут создать свой круг друзей и в детском саду.
Постарайтесь, чтобы дети из группы вашего малыша в детском саду также были вовлечены в эти совместные мероприятия вне дошкольного учреждения. Можно объединиться с другими родителями и организовать совместные занятия спортом, танцами, гончарным искусством, живописью. Это объединяет и маленьких, и взрослых. В таких условиях гораздо быстрее завязываются дружеские отношения и налаживаются связи, которые потом эффективно действуют и непосредственно в детсадовской группе.
Подобные детские встречи можно организовывать и в домашних условиях. Так ваш малыш будет общаться уже не с двумя десятками одногруппников, среди которых он может растеряться и застесняться, а с гораздо меньшим кругом потенциальных друзей. Обязательно уточните у малыша, кого он хотел бы видеть у себя в гостях, с кем готов играть и общаться.
Свяжитесь с родителями этих малышей, договоритесь об организации совместных занятий у себя дома. Следующая встреча может состояться дома уже у другой семьи. Так завязываются позитивные дружеские отношения и среди взрослых.