Поход первый раз в первый класс — это большой стресс для детей. Привыкание к школе обычно идет непросто, поскольку происходит кардинальная смена образа жизни, появляются определенные обязательства, приходится следовать новым правилам и взаимодействовать с большим количеством новых людей.
Важная часть нового образа жизни — это выполнение домашних заданий. До похода в школу первоклашке, как правило, не приходилось этим заниматься. В современной школе их стараются не перегружать, дают возможность адаптироваться к изменившимся условиям. На это нацелены и директивы Минобразования РФ, которые ради гармоничного развития малыша устанавливают четко прописанные нормы нагрузки. В частности, назначение домашних заданий предусмотрено только со второго полугодия первого класса.
У многих первоклассников выполнять их получается далеко не сразу, а потому они просят о помощи тех взрослых, на которых привыкли во всем полагаться — родителей. Желательно в течение первого полугодия, когда еще нет заданий на дом и, соответственно, никаких оценок, все же потренироваться с малышом в выполнении несложной домашней работы по тем предметам, которые в данный момент изучаются. Это подготовит ребёнка к реальным домашним заданиям, которые будут назначаться уже к концу первого учебного года.
Негативное влияние тотального контроля на развитие малыша
Некоторые родители не слишком доверяют своим малышам и их способности самостоятельно справиться даже с простейшими заданиями. Тотальный контроль распространяется не только на воспитание детей, но и, например, на то, как первоклассник собирает свой портфель в школу.
Психологи признают, что в отдельных случаях это действительно необходимо. Определенная часть детей в силу каких-то объективных причин может страдать от несобранности, рассеянности, забывчивости. И пристальный контроль на самом деле их дисциплинирует, но это скорее исключение. В большинстве ситуаций такой контроль подавляет самостоятельность, откровенно мешает развитию ребёнка, получению им новых навыков, социализации в обществе.
Педагоги и детские психологи настаивают на том, что малыш без явных отклонений в поведении и психике уже ко второму классу вполне может самостоятельно подготовиться к школе. Задача взрослых при этом — правильно организовать процесс обучения и подготовки к школьным занятиям. Именно в этом, прежде всего, и состоит родительский контроль.
При излишне пристальном надзоре возникают, как минимум, две существенные проблемы:
- Мало кто из взрослых способен на абсолютный самоконтроль и спокойствие при занятиях с ребёнком. Даже при выполнении обычных домашних заданий рано или поздно копится раздражение, которое неизбежно выходит наружу окриками и оскорбительными замечаниями о том, какой малыш «бестолковый». В итоге дети, которые очень чувствительны к эмоциям взрослых, начнут ассоциировать домашние занятия с чем-то неприятным и окончательно утратят веру в себя.
- Жестким контролем и необходимостью постоянного воспитания детей родители порой подменяют простое человеческое общение с ребёнком, на которое у них при современном ритме жизни не хватает ни сил, ни времени. Если все ваше общение с ребёнком сводится только к вопросам о выученных уроках и полученных за день оценках — это тревожный знак.
Задача взрослых — найти золотую середину между тотальным контролем и полной вседозволенностью. Конечно, помощь новоиспеченному школьнику оказывать необходимо, если он в ней нуждается, но при этом нельзя и лишать его права на самостоятельность.
Можно ли предоставить детям полную самостоятельность?
Однако взрослым не стоит впадать и в другую крайность, предоставив детям абсолютную автономность и полностью отстранившись от школьных хлопот. Первоклассники еще не обладают достаточным уровнем самоконтроля, необходимыми навыками, опытом в учебе. Адаптироваться к новым условиям и школьным требованиям совсем без помощи родителей они, скорее всего, не смогут.
Развитие ребёнка будет идти более успешно, если взрослые смогут правильно организовать его рабочее место и наладить процесс выполнения домашних заданий. По крайней мере, на первых порах без родительской поддержки не обойтись, необходимые навыки и привычки будут выработаны позже.
Помогите первоклашке определиться с тем, в какое именно время ему удобнее делать уроки. В первое время аккуратно контролируйте, чтобы он соблюдал установленный совместными усилиями график. Научите своего юного школьника правильно оборудовать рабочее место — подготовить учебники, тетрадки и альбомы, убрать со стола все отвлекающие элементы (книги, игрушки).
Кроме того, объясните, что телевизор, радио, планшет и прочие гаджеты будут только отвлекать от выполнения домашних заданий, и на это время их лучше выключить. Дети должны привыкнуть к мысли о том, что учеба и развлечения должны быть разграничены. Так вырабатываются навыки самоконтроля.
Но это не означает, что ребёнок в течение длительного времени, пока не будет выполнено все домашнее задание, должен, как прикованный, сидеть у стола. И психологически, и физиологически первоклассник еще не готов к этому. А потому каждые 15-20 минут следует делать перерывы в занятиях.
Как совместить учебу и воспитание детей
Если главная задача взрослых — гармоничное развитие ребёнка, то они должны задуматься о разумной помощи, а не о тотальном контроле. Детские психологи рекомендуют достаточно простой алгоритм действий.
Проследите, чтобы в определенное время малыш сел за стол для выполнения задания. Поинтересуйтесь, что именно ему предстоит сделать: какое задание дал педагог, и по каким предметам. Обязательно спросите, все ли ребёнку понятно в задании. Если есть какие-то затруднения, постарайтесь совместно разобраться в проблеме. После этого следует оставить первоклассника одного, чтобы он попытался заниматься самостоятельно.
Даже если ребёнок отвлечется на что-то и плохо выполнит домашнее задание, надо дать возможность ему самому узнать, к чему приводит такая недисциплинированность. Ведь он не будет готов к завтрашнему уроку, учитель не похвалит его, а, возможно, даже поругает. К тому же из-за плохой оценки расстроится мама. Все пройденные этапы у юных школьников трансформируются в бесценный опыт, что тоже внесет определенный вклад в правильное воспитание детей.