Нежелание делать уроки, стойкая неприязнь к школе, жалобы учителя — признаки низкой школьной успеваемости. Что могут сделать родители, чтобы ребёнок стал учиться лучше и почувствовал интерес к учебной деятельности?
Причины низкой успеваемости у детей
Прежде чем применять к ребёнку воспитательные методы, чтобы он стал лучше учиться, нужно выяснить причины неуспеваемости. Их может быть несколько.
Ребёнок был не готов идти в школу. Когда психологи тестируют будущих первоклассников на момент готовности к обучению, они учитывают не только их интеллектуальное развитие, но и эмоциональную готовность. Именно от нее зависит — будет ли ученик понимать инструкции взрослых, испытывать интерес к новой информации, уметь решать проблемы в коллективе. Когда такой готовности нет — это определяется специальными тестами — дети обладают следующими признаками:
- чрезмерная привязанность к родителям;
- отсутствие навыков самостоятельности;
- неумение брать ответственность;
- склонность к конфликтам;
- повышенная тревожность;
- желание играть, а не учиться.
Поэтому, прежде чем отдавать ребёнка в школу, родители ведут его на прием к психологу — он поможет понять, готов ли дошкольник становиться учеником или ему еще рано прощаться с детством. Когда специалист считает, что ребёнку рано идти в первый класс, он может порекомендовать родителям оставить его дома еще на один год. За это время он достаточно повзрослеет для того, чтобы успешно освоить новую среду — учебную деятельность. Если ребёнок, не обладая эмоциональной готовностью, все-таки идет учиться, то, это может привести к таким негативным последствиям как: отставание от класса, трудности в общении со сверстниками и учителем, снижение учебной мотивации, появление страхов, повышение тревоги.
Следующая причина низкой успеваемости школьников — это низкий уровень познавательных процессов, органические нарушения мозга. Симптомами выступают: плохая память, сниженный уровень внимания, восприятия, нарушения речи и другие трудности с усвоением учебного материала. Увидеть эту причину помогает консультация с неврологом, психологом. Врач проводит специальные исследования, изучает историю рождения и заболеваний ребёнка, при необходимости — назначает лечение. Психолог проводит коррекционные, развивающие занятия. Благодаря этому ребёнок получает шанс избавиться от проблем, которые не позволяли ему быть успешным учеником.
Наличие травм, стрессов, переживаний. Когда ребёнок переживает неприятные чувства, тяжелый жизненный период, ему трудно сосредоточивать свое внимание на уроках. Если родители понимают, что, причина низкой успеваемости в этом, не нужно давить на него, а, вместо этого — поддержать, откровенно поговорить, успокоить.
Конфликты с учителем в школе. От того, какие у ребёнка складываются отношения с педагогом, зависит его успеваемость и то, как он чувствует себя в классе, его желание учиться. Конфликты и непонимание, предубеждение, личная неприязнь, непрофессионализм — все это оказывает воздействие на успеваемость и самочувствие.
Как родители могут помочь детям
От отношения взрослых к ребёнку и его успеваемости, также, зависит — будет ученик хорошо учиться или нет. Взрослым полезно опираться на следующие рекомендации:
- Не все дети способны учиться на «4» и «5». Стремление к этому и требования родителей вызывают напряжение, которое блокирует энергию и приводит к усталости. Большинство отличников зарабатывает «пятерки» для мамы с папой, чтобы радовать их, получать похвалу, быть хорошей девочкой или мальчиком. Это приводит к развитию невроза у ребёнка. Гораздо лучшим для всей семьи является то, что ребёнок весел и счастлив, умеет и любит общаться, имеет хобби и увлечения, чувствует себя любимым. Интерес к учебе, также, зависит от внутреннего состояния комфорта и радости, которые невозможно достичь, если все время «гнаться» за идеалом и бояться совершить ошибку.
- Полезно выяснить у ребёнка — не боится ли он отвечать у доски. Страх публичных выступлений может серьезно вредить учебе. Если ребёнок переживает о том, как он выглядит со стороны, стыдится сделать что-то не так, ему, а также и родителям требуется консультация психолога.
- Если ребёнок, по болезни или в силу других причин, пропустил занятия, то, ему будет сложно «догнать» одноклассников и его успеваемость пострадает. Родители, чтобы восполнить пробел в знаниях, могут поговорить с учителями о дополнительных занятиях или пригласить репетитора по предметам, которые вызывают особенные сложности у ученика. Чем раньше это будет сделано, тем лучше, ведь, со временем, школьная программа становится все сложнее.
- Когда родители придают слишком большое значение учебе, игнорируя, при этом, ребёнка, он может чувствовать это и тогда, желая наладить связь с близкими людьми, ученик станет еще больше сопротивляться обучению и количество плохих оценок увеличится. Что делать? Воспитывать школьника так, чтобы он не чувствовал, что его школьные успехи для родителей важнее, чем он сам. Когда он понимает это, интерес к учебе, при условии других хороших условий в школе, появляется сам собой.
- Родителям полезно знать, какая система восприятия преобладает у ребёнка. Он может воспринимать информацию зрительно, на слух или посредством ощущений. Учет этих индивидуальных особенностей является очень важным как во время приготовления уроков дома, так и в школе. Так, например, ученик-визуал гораздо лучше запомнит материал, если ему показывать картинки, чем, когда будет слушать рассуждения и объяснения.
Как родители относятся к ребёнку?
Иногда взрослые, сами того не желая, делают из детей неуспевающих учеников. Каждый ребёнок когда-то ошибается, не понимает материал, ленится или просто не хочет заниматься. Как реагируют взрослые в таких случаях? Часто они «давят», ругают, заставляют, стыдят. В семье к ребёнку, если его называют обидными словами, может «приклеиться» ярлык «двоечника» или неудачника. Особенно быстро это происходит, когда родители позволяют себе говорить в его адрес такие фразы, как «Ты не умеешь учиться», «Ты ничего не понимаешь», «Мне за тебя стыдно». Сравнение с другими, более успешными детьми, тоже больно ранит детскую самооценку. Дети зависимы от того, что думают и говорят о них родители. Они обижаются на их слова, протестуют против них, однако, не могут не верить в то, что слышат в семье.
Если эмоциональное давление на ребёнка дома или в школе является постоянным, то он, бессознательно, станет подтверждать мнение о нем окружающих своим поведением. Он думает примерно так: «Зачем мне стараться, если я глуп?», «Такие неудачники, как я, не могут учиться хорошо».
Вопрос успеваемости ребёнка в школе — это не только его навыки учиться, но, также, отношение взрослых к ученику. Когда родители верят в него, он чувствует свою силу. Она помогает ему быть спокойным и радостным, а это влечет за собой повышение интереса к обучению, развитие мотивации.