Не так уж часто ребёнок с удовольствием ждет понедельника, чтобы отправиться в школу. Если у дошкольника школьные занятия еще вызывают интерес, потому что благодаря им он станет немного взрослее, то у младшего школьника он зачастую пропадает уже в первом учебном семестре. Причин может быть несколько — слишком строгие требования учителей, сложность с усвоением материала, плохие отношения с одноклассниками. В подростковом возрасте нелюбовь к школе может быть также связана с конфликтами и отсутствием интереса к учебе в целом.
Почему ребёнок не любит школу?
Для ребёнка младшего школьного возраста стресс от нахождения в школе усиливается еще и от разлуки с родителями, главным образом, с мамой. Страшно бывает и самим родителям, которым тяжело смириться с тем, что ребёнок стал чуть взрослее. Они также могут сами не очень любить школу, потому что в детстве воспринимали ее как полное отсутствие свободы. По их мнению, в школе не было ничего хорошего, только скучные ненужные предметы, противные одноклассники и вечно недовольные учителя.
При изначальной нелюбви родителей к школе ребёнок вряд ли полюбит ее сам. Постепенно он начнет бояться плохих отметок. Во многом это происходит из-за страха неудач и негативной реакции взрослых. Если не придавать значения этой проблеме, то со временем она может перерасти в серьезный комплекс.
Школьная программа и неспособность понять некоторые предметы пугают ребёнка ничуть не меньше. Не всякий педагог практикует индивидуальный подход. Более того, учитель испытывает давление со стороны директора школы или высшего руководства, если что-то из учеников плохо успевает. Гораздо проще «усреднить» 30 человек, но все дети разные. Одни быстро усваивают материал, другие — медленно.
Ну, и не последнюю роль в потере интереса к школе играют отношения с преподавателями и сверстниками. Вполне понятно, что при постоянных конфликтных ситуациях уроки также будут вызывать отвращение. Интерес к учебе упадет, так же, как и успеваемость.
Как повысить интерес школьника к урокам?
Если родители начинают замечать, что сын или дочь приносит плохие отметки или успевает по школьным предметам хуже обычного, то самое время разобраться, почему так происходит. Не лучшим решением будет осуждение и критика с их стороны, а также сравнение ребёнка с одноклассниками, которые учатся лучше. Вполне возможно, что ему требуется больше времени на усвоение материала.
Что нужно сделать прежде всего:
- интересоваться тем, как прошел день в школе. Если дети не рассказывают подробностей, это должно насторожить;
- хвалить за успехи и не обвинять в неудачах;
- обсудить проблемы успеваемости с классным руководителем или преподавателем по предмету;
- поощрять за хорошие результаты, но не «покупать» успеваемость новой техникой или одеждой;
- обсуждать предмет, его важность для жизни или будущей профессии;
- стараться понять, почему тот или иной момент был трудным и подумать, как можно облегчить понимание;
- по возможности пригласить репетитора, который поможет школьнику в освоении предмета.
Многие педагоги и психологи объясняют отсутствие интереса современных детей к школьным предметам слишком большим количеством информации, которую они усваивают с раннего возраста. В результате этого им становится просто скучно на уроках. К сожалению, неинтересная или непонятная подача материала — не всегда вина преподавателя. Он вынужден придерживаться определенных стандартов, которые не ориентированы на пробуждение интереса.
В этом случае, сам школьник и его родители должны определиться, насколько важен конкретный предмет. Возможно, лучшим выходом из создавшейся ситуации будет смена школы или занятия с частным репетитором.
Отношения с учителем и их влияние на успеваемость
Немалую роль в интересе школьника к предмету и его успеваемости играет учитель. Именно от его способности объяснять, мотивировать и увлекать детей зависят отношения с классом и учебные результаты учеников.
К сожалению, педагоги российских школ могут уделить внимание далеко не всем. Их частый спутник — профессиональное выгорание. Ведь работа к школе — это не только сами уроки, но и написание и сдача большого количества документации, общение с руководителями образовательных учреждений. Если добавить к этому время, уходящее на дополнительные заработки или семью, то очень немногие способны передать ученикам интерес к школьным предметам.
Первоклассники более открыты для общения с педагогами. У них еще не угасла жажда знаний, поэтому они делают все, чтобы произвести хорошее впечатление. Но если преподаватель делит класс на «любимчиков» и всех остальных, то со временем он рискует навлечь на себя неприязнь тех детей, которые не попали в число избранных.
Ближе к средней школе (5-7 класс) дети и подростки начинают остро чувствовать несправедливость преподавателей — не вызывают, несмотря на готовность активного участия, или вызывают слишком часто. Другая проблема — предметов становится слишком много, и не всегда получается выполнять все задания.
Учащийся 8-11 класса — уже подросток, интересы которого начинают выходить за пределы учебы. Меняющееся тело, интерес к противоположному полу, принадлежность к молодежным субкультурам нередко оттесняют школьные занятия на второй план. Это также может служить причиной снижения успеваемости и конфликтов с преподавателями.
Что следует делать педагогу, чтобы сохранить интерес учеников:
- по возможности учитывать запросы, устремления и интересы детей;
- отмечать достижения каждого ученика и не критиковать за неудачу;
- использовать на занятиях элементы игры. Игровая форма интересна не только младшим школьникам, но и старшеклассникам, и взрослым;
- поддерживать доброжелательный и позитивный настрой во время занятий;
- применять новые информационные технологии.
Практика показывает, что не только детям, но и взрослым интереснее заниматься с преподавателем, если он настроен дружелюбно, часто рассказывает интересные истории, шутит. Если он действительно любит свой предмет и уважает учеников, то и они будут отвечать ему тем же.
Случается, что преподаватель испытывает неприязнь к ученику по личным мотивам. С этим ничего нельзя сделать — дети в классе разные, и далеко не у всех жизненные установки совпадают с педагогами. Но профессиональная этика должна предотвращать желание намеренно поставить ученику плохую отметку. Отношения в школе должны строиться на взаимном уважении.
Разумеется, главным фактором высокой успеваемости в школе и дальнейших жизненных успехов школьника должна стать вера близких людей в него и поддержка семьи.