Сегодня редко можно увидеть, что ребёнок сидит с книжкой. Гаджеты заменили все развлечения. Электронные игры доступны везде — в телефоне, планшете, на компьютере. От самых простейших игр до сложных стратегий, они захватывают все возрастные группы детей и взрослых.
Если ребёнок не любит читать
Нет смысла напоминать о том, что при постоянной игре за компьютером портится зрение детей, тратится впустую время, ребёнок отвыкает общаться и разговаривать, у него остается бедным словарный запас, он не сможет выразить словами свои эмоции и желания. Он теряет возможность самообразования, у него не обогащается кругозор, не развивается воображение.
Родители, которые не приучили ребёнка читать, лишили его увлекательного мира волшебных сказок, героических приключений. Да, есть много экранизаций известных книг. Но фильмы и мультфильмы не обогащают словарный запас, не развивают память, мышление, воображение.
Как показать ребёнку, что ноутбук с играми не заменит книгу? Как дать почувствовать, что книга — не только источник знаний, но и проводник в мир волшебных сказок, захватывающих приключений?
Начинаем с малышей
Во-первых, на личном примере. Если малыш постоянно будет видеть читающих родителей, то маленький подражатель будет копировать и эту хорошую привычку.
Развивать интерес к книгам необходимо именно в раннем детстве. Психологи утверждают, что привить любовь к чтению можно только детям до 9 лет. Потом будет поздно. Подростков волнуют уже совсем другие проблемы. Если у ребёнка нет привычки искать ответы на свои вопросы в книгах, то у взрослых эту потребность выработать уже не получится.
Начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Он хорошо слышит и голос мамы на него благотворно действует. Малыш сначала не понимает значения слов, но они откладываются в его голове и впоследствии он быстрее начнет понимать речь, и будет стараться раньше начать говорить.
Детям от 2 до 4 лет, которые еще не умеют сами читать, нужно читать книги с крупными красочными картинками. Попутно можно объяснять значение непонятных слов, обсуждать с ребёнком картинки, главных героев, события книги.
Когда дети становятся старше
Детей постарше, которые сами умеют читать, нужно только стимулировать взять книгу в руки. Здесь можно придумывать множество способов. Например, привлекать персонажей любимых сказок, придумывать, что малыш поможет кому-то, прочитав книгу, или найдет ответ на какой-то интересующий его вопрос. Сам любимый сказочный герой может «написать» письмо вашему ребёнку, которое будет мотивировать прочитать о нем книгу.
Хорошо удерживает внимание детей прием, когда взрослый прерывает чтение на самом интересном месте под разными предлогами. Тогда ребёнок с нетерпением ждет продолжения. Сами книги в этот период должны быть с захватывающим сюжетом: приключения, кругосветные путешествия, космос, фантастика. Словом, прислушивайтесь, что больше нравится вашему ребёнку.
Не стоит забывать о бессмертной классике детской литературы: «Маленький принц», «Приключения Тома Сойера», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Приключения Незнайки и его друзей», «Алиса в стране чудес» и многие другие книги.
Для того чтобы ребёнок захотел читать не с современного гаджета, а именно держал в руках книгу, чаще обращайте его внимание на картинки в книгах, на то как она пахнет, как шелестят страницы. Книгу можно читать и перечитывать где угодно, у нее не кончится зарядка, в ней можно делать пометки, оставлять закладки.
Существуют книги для малышей, где пропущены некоторые слова, а вместо них есть картинки, их нужно называть по ходу чтения, есть также всевозможные ребусы. Это активизирует пассивный словарный запас, развивает память, внимание, вызывает интерес к прочитанному.
Вместе с ребёнком можно придумывать продолжение любимых историй или какие-то новые сюжеты. Можно вместе инсценировать отрывки сказок, самые невероятные приключения героев. Персонажи книг можно лепить, рисовать, вырезать. Тогда они будут жить рядом с ребёнком, и про них можно придумать много всего интересного.
Дети обладают образным мышлением, они воспринимают и запоминают только целостные образы. Малыши не способны анализировать, планировать, обучаться самостоятельно. Поэтому уговоры почитать не подействуют. Невозможно и не нужно заставлять детей читать. Можно только заинтересовать, создать интригу. Чтобы ребёнок сам хотел читать. Чтобы сам брал книгу и читал сидя, лежа, под одеялом с фонариком, в шалаше на улице, сидя на дереве, на даче, у реки. Нужно, чтобы они хотели читать постоянно, как читали дети в прошлом веке, не зная компьютеров.
И ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка дочитывать неинтересную книгу. Если заметно, что он постоянно отвлекается, перелистывает страницы, или уходит в свои мысли, то пусть отложит эту книгу. Нельзя заставлять маленького читателя сидеть за неинтересным ему произведением. Это отобьет у него желание читать совсем.
Что еще могут сделать родители
Как уже говорилось выше, большое значение в вопросе прививания любви к чтению играет личный пример остальных членов семьи. Если в семье заложена культура чтения, родители сами много читают и обсуждают между собой прочитанное, то малыш впитает это с младенчества. Дети вообще очень много выносят именно из семьи.
Большую роль играет и наличие собственной домашней библиотеки. Она может быть не очень большой, но доступной. И там обязательно должны быть книги, соответствующие возрасту ребёнка. Чтобы он мог подойти к книжному шкафу и взять оттуда что-нибудь.
Приучать ребёнка к чтению книг не только можно, но и нужно. Ведь именно чтение способствует воспитанию всесторонне развитой личности. У читающих детей лучше развито воображение, богаче словарный запас.
К тому же ничто не сближает так, как совместное интересное занятие. И таким занятием может стать чтение. Обсуждая книжных героев, их поступки и действия, можно многое донести до сознания ребёнка и лучше узнать его мысли и желания.