Как разговорить ребенка: новые методы речевой терапии при аутизме и ЗРР

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Для родителей ребёнка с аутизмом возможность коммуникации часто является основной проблемой. А если бы был простой способ помочь им заставить ребёнка разговаривать? Новое исследование предполагает, что это вполне возможно. Особенно при использовании вспомогательных методик. Рассказываем о методе терапии, эффективно повышающим мотивацию у детей с расстройством аутического спектра и нарушениями речи.

Как стареет кожа: 4 типа старения лица

Ответьте на вопросы теста и узнайте настоящий возраст и тип старения вашей кожи

Обучение основным реакциям: эффективность метода PRT

Обучение основным реакциям: эффективность метода PRT

По результатам новой научной работы, проведенной в Стэнфордском университете, методика речевой терапии с названием PRT (обучение основным реакциям или опорным навыкам) помогает детям с РАС и ЗРР (задержка речевого развития) лучше, чем все, известные ранее.

Ребёнок с РАС имеет сниженную мотивацию к общению. Родители используют инстинктивные попытки «разговорить» ребёнка, однако довольно часто они не приносят результата. Новая методика PRT позволяет взрослым освоить техники, которые вовлекают детей с РАС в процесс коммуникации.

Комментарий эксперта
Грейс Женгу, профессор психиатрии

Основной навык в данной методике – научение родителей созданию таких ситуаций, в которых ребёнок замотивирован коммуницировать.

Научная работа длилась 6 месяцев. Участниками были 48 детей 2-5 лет с диагнозом аутизм с выраженной ЗРР, «неречевых».

Для половины детей была выбрана методика PRT, используемая как специальными профессиональными речевыми терапевтами, так и родителями детей, прошедшими обучение.

В контрольной группе применяли иные методы терапии, которые были использованы до эксперимента – прикладной анализ поведения, тренинги с логопедом.

Первые 3 месяца группа PRT получала 10 часов в неделю методики основных опорных навыков с квалифицированным речевым терапевтом, а также раз в неделю родители проходили тренинг применения методики в домашних условиях.

Во второй части, на этапе следующих 12-ти недели время обучения сокращалось в два раза.

Итоги нашей научной работы по применению методики обучения основным реакциям воодушевляет. Дети в данной группе не просто улучшили навыки общения, их социальные навыки оказались значительно более расширены в сравнении с исходным уровнем.

В итоге дети из группы PRT говорили больше, чем в контрольной группе. Причем речь была понятна и посторонним. Это значимый маркер: у большинства детей с РАС и ЗРР невыраженная артикуляция, которая не дает понимать речь без привычки.

Важно!

Ученые также выявили, что самый большой эффект от данной терапии оказался среди детей с самыми тяжелыми формами задержки речевого развития. 

И это очень важно: существует множество методик, которые хорошо работают при высокофункциональном аутизме, но практически бесполезны в другом конце спектра.

Еще один важный вывод: ключевую роль в данной терапии могут играть родители. А это означает сокращение расходов на занятия и попытки найти специализированного терапевта поблизости.

Опыт родителей

Опыт родителей

В методике PRT специалист или родители выявляют интересы ребёнка и с их помощью побуждают к коммуникации. Вот как это происходило в семье Пим, матери ранее неговорящего Джеймса.

Если Джеймс хотел взять игрушку, Пим брала игрушку в руки и называла ее. За любую, даже неудачную (а поначалу все попытки были неудачные) попытку повторить ребёнок получал игрушку.

Позднее его побуждали увеличивать количество слов: синяя машинка, «на старт, внимание, марш». Применение методики расширялось: если Джеймс хотел пить, ему показывали чашку и побуждали сказать слово. Так ребёнок обучался выражать свою потребность пить словами.

Пим, мама Джеймса, говорит, что «раньше сын не только ничего не просил словами или звуками, он также не использовал жесты, чтобы указать, что ему нужно. Методика PRT помогла появиться его словарному запасу, а затем увеличить его и использовать во взаимодействиях с окружающими. Мы начали понимать, что ему хочется взять или сделать.»

Кроме такой коммуникации появился и еще один эффект: Джеймс все реже стал раздражаться, уменьшилось количество истерик. Если раньше ребёнок не умел выражать свои чувства и по возвращении матери с работы начинал драться и рыдать, потому что он скучал, то теперь он может сказать это словами.

Хотя методику с Джеймсом начали использовать несколько лет назад, но ее применение не останавливается. Теперь ему 8 лет, он ходит в общеобразовательную школу, но в поддержании разговора Пим часто использует те же техники, чтобы помочь выразить мысли словами.

Как проводятся занятия?

Оптимальный вариант – пройти курс обучения терапии. Однако основные опорные моменты можно применять уже сегодня самостоятельно. Что советуют специалисты?

  • Наблюдайте, какие вещи ребёнок выбирает, что приковывает его внимание, что можно использовать в качестве подкрепления.
  • При появлении интереса возьмите предмет в руки.
  • Привлеките внимание ребёнка привычным способов, например, глядя ему в глаза, прикасаясь к его плечу, приподнимая голову.
  • Дайте краткую и четкую инструкцию: четко назовите предмет.
  • Попытки речевой реакции усиливаются и поощряются. В зависимости от индивидуальности ребёнка поощрять на начальном этапе стоит и неречевые моменты.
  • Важно поддерживать высокую мотивацию. Используйте разные виды деятельности, чтобы научить одинаковым навыкам. Это также будет способствовать развитию обобщения.

Изучите основные этапы, способы стимуляции и оценки прогресса в методике обучения опорным навыкам, чтобы отслеживать и улучшать навыки ребёнка.

Гаджеты и программы для речи: что важно знать

Для улучшения артикуляции и речевых навыков в целом эксперты предлагают не исключать электронные гаджеты.

В научной работе Американской академии психиатрии детей и подростков ученые доказали, что доступ к планшетам как дополнение традиционных методов терапии побуждает детей с РАС больше пользоваться речью и взаимодействовать. Программы, которые помогают устанавливать связь визуальной и слуховой стимуляции и произносят слова, улучшают эффект традиционных видов речевой терапии.

Дети, участвовавшие в исследовании, были от 5 до 8 лет. Все они считались «минимально вербальными», то есть их словарь состоял из менее, чем 20 слов даже после нескольких лет терапии.

В течение первых трех месяцев все дети получали два сеанса стандартной речевой терапии в неделю, в общей сложности по два-три часа в неделю. В одной группе применялись компьютерные программы на планшете как дополнение.

Как выяснилось по итогам, у детей этой группы сформировалась более ранняя ответная реакция на терапию. При добавлении планшета через 3 месяца интенсивных занятий по стимуляции речи было менее эффективно.

Что важно знать про применение гаджетов в терапии РАС?

  • Это не методика, а дополнительный инструмент, который помогает начинать говорить быстрее и лучше, но не заменяет занятия.
  • В программах, которые применяются, стоит обращать внимание на артикуляцию виртуальных персонажей. Любому ребёнку нужно видеть, как правильно двигаются губы при произношении звуков, но для детей с нарушениями речи это особенно важно. Еще одно исследование доказало, что использование «говорящих голов», персонажей с выраженной артикуляцией, где видны движения губ, языка, челюсти при произношении слов, улучшают понимание речи и помогают начинать говорить активнее.

Читайте также

Нужен ли вашему малышу логопед: признаки нарушений речи
Не только задержки речи и неправильное произношение: почему детям ещё может понадобиться логопед и где искать хорошего?
Что делать, если ребенок отстает в развитии: начинаем с обследований
От лора до эндокринолога: инструкция по обследованиям при подозрении на задержку развития малыша.
Развитие ребенка в 9 месяцев: нормы, игры, питание
Особенности развития малышей от 9 до 10 месяцев: основные показатели и советы родителям.
Логопедия для малышей: как начать делать упражнения дома?
Вместо логопеда — мама: как заниматься с ребёнком развитием речи самостоятельно, а когда может потребоваться специалист?
Как вовремя заметить задержку развития у ребенка?
Какие бывают виды задержки развития у детей, почему они появляются и какие у них первые признаки?
Гениальность в детском возрасте: дар или проклятье?
Как воспитать гениального ребенка в домашних условиях? Как живут сейчас дети-гении прошлых столетий?
Опубликовано 30.05.2020 18:30, обновлено 06.08.2020 05:38
Рейтинг статьи:
4,9

Использованные источники

Learning to Play and Playing to Learn: Enhancing Interactions in Young Children With ASD. / Baum RA. // Pediatrics 2019 144(3)
Компетентностный подход при оказании комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра / Руженская Е.В. // Медицинский альманах 2016 №5 (45)
A Pivotal Response Treatment Package for Children With Autism Spectrum Disorder: An RCT. / Gengoux GW, Abrams DA, Schuck R, et al. // Pediatrics 2019 144(3)
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Код молодости: как выглядят реальные программы биохакинга

Какие высокотехнологичные программы биохакинга действительно помогают замедлить старение организма

LED-терапия: всё, что вы хотели знать о светодиодном омоложении

Что такое LED-терапия и какие у неё преимущества? Всё о светодиодном омоложении — в нашей статье.

Экспертное руководство: как выбрать пробиотики, чтобы они действительно работали

Доказано наукой: почему пробиотики вам не помогают и какие штаммы действительно работают.

Смесь для питания ребёнка и запоры: есть ли связь?

Лучшая смесь от запоров у ребёнка: какая она? Разбираемся в проблемах с пищеварением.

Регресс сна у детей: возрастные кризисы сна у малышей и как с ними справляться

Почему ребёнок стал чаще просыпаться и хуже спать: проблемы возрастных нарушений сна.

Режим дня грудничка

Режим дня грудничка зависит от его физиологических потребностей. Знание этой особенности позволит маме подстроиться под режим дня малыша с максимальным комфортом для себя.

Как понять, подходит ли смесь малышу на искусственном вскармливании?

Малыш с удовольствием пьет смесь: но хорошо ли она влияет на его здоровье? 5 признаков неподходящей смеси.

Дыхание новорожденного ребенка: норма и отклонения

Маленькие дети дышат практически бесшумно, но любые проблемы дыхания у них гораздо опаснее, чем у взрослых.

Особенности диеты при метеоризме

Как организовать свое питание, чтобы справиться с вздутием живота?

Красный дрожжевой рис и холестерин: что говорит наука

Спойлер: действующее вещество работает, а вот помогут ли БАДы – большой вопрос.

Занятия спортом во время месячных: советы и рекомендации экспертов

Можно ли заниматься спортом во время менструации? Эксперты рассказывают, как сделать тренировки во время месячных безопасными и комфортными.

Как правильно перевязать рану: основные моменты

Какие правила нужно соблюдать при обработке раны?

Колики у грудничка: почему болит животик?

Пройдите простой онлайн-тест, чтобы выявить вероятность колик у вашего малыша

Ретинол в уходе за кожей: хорошо или плохо?

Чем грозит бесконтрольное использование косметики с ретиноидами в процессе ухода за кожей?

Как стареет кожа: 4 типа старения лица

Ответьте на вопросы теста и узнайте настоящий возраст и тип старения вашей кожи

Иммунодиетология — не для всех, а только для вас

Индивидуальная диета по анализу крови на антитела: объясняем, как работает иммунодиетология