Когда родители отправляют ребёнка в школу или детский сад, им необходимо помнить не только о построении отношений с учителем начальных классов или педагогами по предметам, но и с другими взрослыми — членами семей других детей. Если раньше общение с родителями одноклассников ребёнка ограничивалось собраниями в классе, то сегодня многие классы заводят «родительские чаты» — группы для виртуальных бесед в мессенджерах WhatsApp или Viber. В них обсуждаются домашние задания, подарки для учителей и сбор средств на нужды класса или школы. Не все взрослые любят родительские чаты, считая их пустой тратой времени на ненужные разговоры.
Современные родители и виртуальное общение
Виртуальное общение — явление относительно новое для детей и взрослых. Его этические нормы еще предстоит выработать. Далеко не все родители одноклассников обладают чувством такта. Так же, как и в реальной жизни, среди них встречаются слишком активные или чересчур стремящиеся показать себя с лучшей стороны. К тому же письменное общение отличается от устной тем, что оставляет больше возможности для неверных толкований. Вследствие этого, у взрослых людей могут возникать недоразумения и взаимные обиды.
Сообщения в чате меняются быстро, поэтому вопросы могут «замыливаться» и казаться невыясненными. Дискуссии о том, какой музей выбрать для экскурсии или что подарить классному руководителю, могут содержать множество мнений, среди которых общее решение легко теряется. Эмоции на письме выражать гораздо сложнее, поэтому виртуальная коммуникация оставляет довольно большое «поле» для толкований.
С одной стороны, конференция в WhatsApp удобна — родителям нет необходимости собираться отдельно для решения каждого вопроса. С другой стороны, постоянно приходящие сообщения по темам, которые интересны одним и неинтересны другим, создают эффект «белого шума» и «засорения эфира» информацией, не несущей практической пользы.
Почему родители испытывают негативные эмоции при общении в школьном чате?
Так же, как и в реальной жизни, в виртуальном общении есть возможность столкнуться с разными людьми, в том числе и с любителями «скандалов, интриг, расследований», которых интересуют даже не вопросы обучения ребёнка, а стиль одежды классной руководительницы или ее новый маникюр. Именно такие моменты и раздражают тех родителей, для которых эти вопросы далеко не на первом месте.
Среди посетителей родительского чата находится и немало людей, которые любят провоцировать других на негативные эмоции, обвиняя в недостаточном внимании к ребёнку или обсуждению вопросов, которые представляются важными им самим. Некоторые могут оскорбить или перейти на личности.
Общество требует от семей, главным образом, от матерей, максимальной включенности в жизнь ребёнка. Но у взрослых людей есть и другие дела, не позволяющие им быть включенными на 100 процентов. Поэтому чересчур активные, деятельные и любопытные представители родительского комитета могут быть источником негативных эмоций для тех, кто в принципе не увлечен виртуальной коммуникацией и взаимодействием в чатах.
Не все взрослые прикрепляются к родительским чатам. Некоторые предпочитают общаться в них лишь по особо важным вопросам и прикрепляются исключительно для того, чтобы быть в курсе изменений школьной жизни. Но, поскольку этикой виртуальной коммуникации владеют далеко не все, то часто важные сообщения «тонут» в ворохе благодарности за выполненное домашнее задание или обсуждений нарядов классной руководительницы.
Как научиться правильному общению в родительском чате?
По мнению некоторых взрослых, родительский чат — еще один способ нарушения личных границ. Поэтому многие выбирают для себя нейтралитет и общаются в чате только в удобное для себя время. Среди других претензий к родительскому чату пользователи отмечают следующее:
- большое количество ненужных разговоров;
- любовь к разговорам, но не к реальным действиям;
- обсуждение вопросов, не относящихся к школьной жизни напрямую.
Чтобы родительский чат был средством обсуждения действительно важных вопросов, а не раздражающим фактором, его пользователям необходимо соблюдать простые правила. Первое из них — не участвовать в горячих дискуссиях, оставляющих больше вопросов, чем ответов. Второе — не реагировать слишком бурно на провокации людей, которые просто любят скандалы.
Переубеждать несогласных оппонентов, чаще всего, не имеет смысла. Поэтому лучше всего отделаться общими фразами, вроде «Я услышал ваше мнение» или «У меня свое мнение на этот счет». Виртуальная переписка не обладает возможностями реальной коммуникации, поэтому общие фразы — один из способов сохранять нейтралитет и спокойное отношение к оживленным дискуссиям.
Если кто-то из пользователей жалуется на некорректное обращение с ребёнком, то другим важно проанализировать контакт их детей с учителем, и не поддаваться всеобщей панике. При отсутствии возможности или желания сдавать деньги на нужды школы, которые не представляются первоочередными можно спокойно сообщить о своем неучастии в том или ином мероприятии, не вдаваясь в объяснения.
Так же, как и ожесточенные дискуссии в социальных сетях, коммуникация в родительском чате не приведет к желаемому результату для одной их сторон. А вот лишнего негатива запросто добавит. Поэтому лучшее, что можно сделать для комфортного состояния нервной системы — избегать «белого шума» и включаться в дискуссию только по важным вопросам.
Как и социальные сети, мессенджеры сами по себе не являются ни злом, ни благом. Это всего лишь еще один инструмент коммуникации, такой же, как телефон или электронная почта. Взаимодействие в мессенджерах — новое явление коммуникационной культуры, и ее правила еще не до конца сформированы. Поэтому пользователям родительских чатов необходимо помнить о личном пространстве других людей и использовать их только для обсуждения действительно важных вопросов жизни школы или класса.