В Германии за партой дети могут провести целых 13 лет. И даже после такого длительного обучения далеко не каждый ребёнок закончит школу с аттестатом или получит право на высшее образование. Зато при прогулах школьника родителям придется отвечать перед полицейским. Об особенностях школьного образования Германии и отличиях от российской системы рассказывает MedAboutMe.
Почему к родителям школьников может прийти полицейский?
Все дети, проживающие на территории страны, должны ходить в школу. Причем первый класс начинается в 6 лет. И только если ребёнок недавно переехал в Германию и еще не вполне владеет немецким языком, ему разрешат провести дополнительный год перед школой в изучении лингвистических тонкостей. Если же этот год на пользу не пойдет, в 7 лет придется идти в класс в любом случае, а еще дополнительно платить за уроки немецкого.
Если дети не могут посещать общеобразовательную школу, им также могут дать год на коррекцию, а с 7-ми лет обязать посещать специальное учреждение. Но учиться обязаны все!
За посещаемость уроков отвечают родители, причем с первого же класса в дом при прогулах придет полицейский. Причем не с разговорами и укорами, а с квитанцией на штраф. Болеть ребёнок должен с письменным заявлением от родителей (не более 3-х учебных дней), дальше потребуют справку от врача.
Каникулы, которые в России принято самовольно продлевать в отпусках, в Германии соблюдаются крайне строго. Так, если ребёнок с родителями летит самолетом во внеканикулярное время, то в аэропорту у взрослых потребуют документ от администрации школы, разрешение на «прогул». И такое разрешение администрация выдает крайне редко и неохотно, и только по очень уважительной причине.
Несмотря на строгий порядок, единой даты «Первого сентября» в Германии нет: разные регионы устанавливают свой день начала учебного года, также, как и график каникул и учебную программу.
Ребёнок должен полюбить учебу с первого класса!
Начальная школа в Германии в основном длится 4 года, за исключением столичных школ. Там дети могут провести в начальных классах 6 лет. Изучают в это время основные базовые предметы: учатся читать, писать, считать, осваивают первые понятия из географии, физики, биологии и химии. Хотя писать обычно первоклашки не умеют, зато уже обязательно «пишут» дома доклады и рефераты на самые разнообразные темы. Так детям прививают навыки поиска информации, анализа, систематизации. Родители обычно не помогают: домашнее задание — это способ научить ребёнка учиться самостоятельно.
Основная цель первой ступени образования — помочь малышам полюбить получать знания. Отметок до третьего класса не ставят, да и в третьем классе первые пятерки и двойки появляются только за тесты, и только в том случае, если ни ребёнок, ни его родители не возражают против оценивания работы. А система отметок прямо противоположна российской: «двойка» считается очень хорошей отметкой, показателем успешных знаний, а вот «пятерка» соответствует нашей единице.
«Реальная» школа: кем будут дети?
Хотя начальные классы кажутся простыми, по окончании первого этапа образования, уже в 11 лет ребёнка ждут не просто экзамены. Это — серьезный момент для всей будущей карьеры. По результатам тестов школьники переходят в один их трех видов школ: основную, «реальную» или гимназическую.
- Основная школа предлагает образование, которое соответствует нашему неполному среднему. Оно подходит для дальнейшего обучения в колледже или же для неквалифицированной работы.
- Реальная школа — аналог техникума, и можно выбрать профессию. Обычно по окончании такой школы подростки получают аттестат, позволяющий трудиться в сфере торговли, сервиса, стать чиновником среднего уровня в администрации и т. д. В специальных профессиональных школах можно получить техническую профессию. Но по окончании такой школы аттестат позволит поступить только в колледж, в университет таким выпускникам вход закрыт.
- Если же ребёнок нацелен на высшее образование, то потрудиться придется уже в начальных классах. В гимназию, дающую возможность поступить по окончании в университет, берут только тех, кто хорошо учился в «началке».
Есть, впрочем, и возможность повыбирать: по окончании начальной школы у детей есть пара лет, когда они могут попробовать поучиться в разных типах школ. Однако без экзаменов можно переходить только на ступень ниже: из гимназии в реальную школу, из реальной — в основную. Если же результаты контрольных за курс начальной школы не позволяют поступить в школу уровнем выше, придется проходить дополнительное тестирование и доказывать право на более полное обучение. Одного желания недостаточно.
Зато и за неуспеваемость никто ребёнка не отчислит. Можно получать знания ровно настолько, насколько каждый способен. И если способности невелики — ни подтягивать, ни завышать отметки никто не будет. Ученик окончит школу без аттестата, со справкой, и такое тоже случается. У каждой семьи и каждого школьника есть свобода выбирать свою скорость обучения и объёмы знаний, и ответственность лежит на ученике, а не на педагоге.
Именно по этой причине в школах Германии никто не торопит медлительных учеников, не пытается «подстегнуть» неуспевающих. Педагог отвечает за те знания, которые он дает. А уж что усвоит ребёнок — зависит от его мотивации и целей родителей. Можно стремиться к получению университетского образования с первого же класса, а можно не пытаться прыгнуть выше головы: рабочие профессии тоже ценятся. Пытаться каким-то образом просить учителя «помочь» неуспевающему школьнику тоже смысла нет: рабочие часы и обязанности педагога строго регламентируются. Да и возможности просто так встретить учителя или написать ему в «родительском чате» нет: время разговора с педагогом строго расписано, дата и часы назначаются заранее. Ну а побеседовать тет-а-тет можно только раз в год.
Такая методика приводит, согласно статистическим исследованиям, к довольно средним результатам, схожим с российскими. Есть умные дети, нацеленные на знания и поступающие в университеты, есть ученики, выбравшие рабочие профессии и не стремящиеся изучать сложные науки. Разница между нашими школьными системами, очевидно, в уровне школьного стресса. Без принуждения немецкие школьники посещают школу более охотно и получают ровно столько знаний, сколько считают нужным. И, кажется, все такой системой довольны.