Наступила школьная пора и перед родителями появилось много вопросов, касающихся воспитания, обучения и развития детей. Ребёнок, который пошел в первый класс, требует к себе особого внимания. Это объясняется тем, что он вступает в новый жизненный период, когда детство осталось позади, и впереди ждут учебные будни. Они могут быть наполнены радостью и тревогами, волнением и слезами, знакомством с новой информацией, новыми друзьями и педагогами.
Обычно взрослые заботятся о том, чтобы ребёнок был готов к школе заранее — они много рассказывают ему о ней, вспоминают истории из своего детства, покупают школьную одежду и принадлежности, водят на подготовительные занятия. Такая подготовка во многом помогает будущему первокласснику справиться с волнением и прожить очередной кризисный период с наименьшими травмами.
Наряду с личными изменениями, ребёнок сталкивается с требованиями, которые теперь отличаются от прежних — они могут быть незнакомыми, неожиданными, сложными, вызывать тревогу, страх не справиться, быть хуже других.
Учебную деятельность в первом классе можно приравнять к трудовой — ребёнок встает по режиму, каждый день пишет в рабочих тетрадях, задания, которые он выполняет, заставляют работать все его психические процессы — память, мышление, аналитический ум, воображение, речь. Учебная деятельность, в рамках возраста, является полноценным и настоящим трудом. Каким он будет — качественным или не очень, зависит от особенностей работоспособности каждого из детей. Что это такое и как родители могут улучшить ее, можно узнать, если прочитать эту статью.
Какая бывает работоспособность у ребёнка?
Работоспособность есть у каждого человека и у ребёнка в том числе. Чем он младше, тем меньше внимания уделяется тому, на каком уровне она находится — нет необходимости в том, чтобы оценивать это состояние у малыша. Тем временем, работоспособность видно даже в раннем детстве — как малыш выполняет дело, которое ему интересно — строит башню из кубиков, лепит куличики, рисует, клеит.
Если понаблюдать за этой работой, то станет заметно, что один ребёнок долго рассматривает предмет или игрушки, изучает, всячески манипулирует и только потом начинает использовать по назначению — например, собирает пазлы не сразу, а спустя время. При этом, чем дольше он работает, тем лучше у него получается. Другой, если представить его за тем же занятием, сразу берется за дело с большим энтузиазмом и стремлением, работает быстро и правильно, однако спустя время теряет интерес и может даже бросить игру или занятие, не закончив.
В этих двух случаях дети обладают разной работоспособностью. Темп деятельности у первого ребёнка отличается медленной врабатываемостью, последующим ускорением и повышением качества работы, а у второго — наоборот, работа начинается качественно, однако затем наступает утомляемость, внимание падает, и могут появиться ошибки.
Если применить типы разной работоспособности к школьному обучению, то в первом случае ребёнок будет обладать следующими особенностями на уроках: ему будет сложно сразу «включаться» в коллективные задания, работать быстро, реагировать на вопросы и комментарии учителя. Ему необходимо время для того, чтобы он понял, что нужно сделать, возможно, наметил план, сосредоточился — так ему легче приниматься за работу.
Во втором случае дети будут работать сразу хорошо и быстро, отвечать на все вопросы учителя, первыми тянуть руку, однако, к середине или концу урока они почувствуют усталость, напряжение, станут отвлекаться от заданий, смотреть по сторонам и желать сменить деятельность.
В примерах описаны два типа работоспособности и оба они считаются нормой. Также существует третий тип, когда дети работают в среднем темпе — вовремя начинают и также вовремя заканчивают задание, не испытывая потребности готовиться к нему и сильной усталости в конце. Обычно, средним темпом рабочей деятельности обладает большая часть класса — именно они считаются основной частью коллектива, работающей в темпе, заданном учителем.
Типы работоспособности с медленной врабатываемостью и повышенной утомляемостью могут стать причиной низкой успеваемости в том случае, если родители и педагоги не знают или не учитывают эти индивидуальные особенности школьников.
Привычка спешить и наоборот
Понять, каким темпом деятельности обладает ребёнок, можно, если понаблюдать за ним во время любой деятельности. Привычки ребёнка в поведении также расскажут об особенностях его работоспособности. Он может с детства спешить, быть активным, быстро увлекаться новым делом, однако так же быстро терять интерес и уставать. Дети, отличающиеся противоположными особенностями, с младших лет вдумчивы и неторопливы, прежде чем браться за дело, анализируют, рассматривают, изучают предмет, однако, разобравшись, выдают хороший результат.
Пример родителей и дети
Природные особенности ребёнка трудно поменять. Легче создать условия для их хорошего развития. Работоспособность может зависеть от примера взрослых в родительской семье. Когда родители медлительны и неторопливы, дети вряд ли будут спешить, и если взрослые не привыкли доводить дела до конца, то они будут видеть это, понимать и не смогут пользоваться другим примером для того, чтобы стать усидчивыми и внимательными в школе.
Как улучшить работоспособность у детей?
Повысить качество темпа деятельности первоклассника можно, если, во-первых, знать об индивидуальных особенностях личности, во-вторых, создавать условия для обучения, в соответствии с ними.
Когда дети долго готовятся, прежде чем взяться за работу, их нельзя торопить. Дайте им время собраться с мыслями, наметить планирование, отвечайте на вопросы, если они появляются.
Детям, которые быстро устают, стоит давать время отдыхать от работы, если родители желают, чтобы она была выполнена хорошо. Отдых может заключаться также в смене деятельности — попросите ребёнка отложить ручку, нарисуйте с ним рисунок, сделайте легкую зарядку, пальчиковую гимнастику, просто посидите и поболтайте вместе несколько минут. Устал ли ребёнок, можно понять по реакции его тела: он может начать вертеться, смотреть по сторонам, вздыхать — отвлекаться от работы любым способом.
Улучшить работоспособность не только полезно для развития, но и служит профилактикой развития школьной неуспеваемости первоклассника. Этим объясняется важность изучения родителями детской психологии и понимания процессов возрастных изменений детей.