Как улучшить работоспособность ребенка в первом классе?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Наступила школьная пора и перед родителями появилось много вопросов, касающихся воспитания, обучения и развития детей. Ребёнок, который пошел в первый класс, требует к себе особого внимания. Это объясняется тем, что он вступает в новый жизненный период, когда детство осталось позади, и впереди ждут учебные будни. Они могут быть наполнены радостью и тревогами, волнением и слезами, знакомством с новой информацией, новыми друзьями и педагогами.

Обычно взрослые заботятся о том, чтобы ребёнок был готов к школе заранее — они много рассказывают ему о ней, вспоминают истории из своего детства, покупают школьную одежду и принадлежности, водят на подготовительные занятия. Такая подготовка во многом помогает будущему первокласснику справиться с волнением и прожить очередной кризисный период с наименьшими травмами.

Наряду с личными изменениями, ребёнок сталкивается с требованиями, которые теперь отличаются от прежних — они могут быть незнакомыми, неожиданными, сложными, вызывать тревогу, страх не справиться, быть хуже других.

Учебную деятельность в первом классе можно приравнять к трудовой — ребёнок встает по режиму, каждый день пишет в рабочих тетрадях, задания, которые он выполняет, заставляют работать все его психические процессы — память, мышление, аналитический ум, воображение, речь. Учебная деятельность, в рамках возраста, является полноценным и настоящим трудом. Каким он будет — качественным или не очень, зависит от особенностей работоспособности каждого из детей. Что это такое и как родители могут улучшить ее, можно узнать, если прочитать эту статью.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Какая бывает работоспособность у ребёнка?

Какая бывает работоспособность у ребёнка?

Работоспособность есть у каждого человека и у ребёнка в том числе. Чем он младше, тем меньше внимания уделяется тому, на каком уровне она находится — нет необходимости в том, чтобы оценивать это состояние у малыша. Тем временем, работоспособность видно даже в раннем детстве — как малыш выполняет дело, которое ему интересно — строит башню из кубиков, лепит куличики, рисует, клеит.

Если понаблюдать за этой работой, то станет заметно, что один ребёнок долго рассматривает предмет или игрушки, изучает, всячески манипулирует и только потом начинает использовать по назначению — например, собирает пазлы не сразу, а спустя время. При этом, чем дольше он работает, тем лучше у него получается. Другой, если представить его за тем же занятием, сразу берется за дело с большим энтузиазмом и стремлением, работает быстро и правильно, однако спустя время теряет интерес и может даже бросить игру или занятие, не закончив.

В этих двух случаях дети обладают разной работоспособностью. Темп деятельности у первого ребёнка отличается медленной врабатываемостью, последующим ускорением и повышением качества работы, а у второго — наоборот, работа начинается качественно, однако затем наступает утомляемость, внимание падает, и могут появиться ошибки.

Если применить типы разной работоспособности к школьному обучению, то в первом случае ребёнок будет обладать следующими особенностями на уроках: ему будет сложно сразу «включаться» в коллективные задания, работать быстро, реагировать на вопросы и комментарии учителя. Ему необходимо время для того, чтобы он понял, что нужно сделать, возможно, наметил план, сосредоточился — так ему легче приниматься за работу.

Во втором случае дети будут работать сразу хорошо и быстро, отвечать на все вопросы учителя, первыми тянуть руку, однако, к середине или концу урока они почувствуют усталость, напряжение, станут отвлекаться от заданий, смотреть по сторонам и желать сменить деятельность.

В примерах описаны два типа работоспособности и оба они считаются нормой. Также существует третий тип, когда дети работают в среднем темпе — вовремя начинают и также вовремя заканчивают задание, не испытывая потребности готовиться к нему и сильной усталости в конце. Обычно, средним темпом рабочей деятельности обладает большая часть класса — именно они считаются основной частью коллектива, работающей в темпе, заданном учителем.

Типы работоспособности с медленной врабатываемостью и повышенной утомляемостью могут стать причиной низкой успеваемости в том случае, если родители и педагоги не знают или не учитывают эти индивидуальные особенности школьников.

Привычка спешить и наоборот

Понять, каким темпом деятельности обладает ребёнок, можно, если понаблюдать за ним во время любой деятельности. Привычки ребёнка в поведении также расскажут об особенностях его работоспособности. Он может с детства спешить, быть активным, быстро увлекаться новым делом, однако так же быстро терять интерес и уставать. Дети, отличающиеся противоположными особенностями, с младших лет вдумчивы и неторопливы, прежде чем браться за дело, анализируют, рассматривают, изучают предмет, однако, разобравшись, выдают хороший результат.

Пример родителей и дети

Пример родителей и дети

Природные особенности ребёнка трудно поменять. Легче создать условия для их хорошего развития. Работоспособность может зависеть от примера взрослых в родительской семье. Когда родители медлительны и неторопливы, дети вряд ли будут спешить, и если взрослые не привыкли доводить дела до конца, то они будут видеть это, понимать и не смогут пользоваться другим примером для того, чтобы стать усидчивыми и внимательными в школе.

Как улучшить работоспособность у детей?

Повысить качество темпа деятельности первоклассника можно, если, во-первых, знать об индивидуальных особенностях личности, во-вторых, создавать условия для обучения, в соответствии с ними.

Когда дети долго готовятся, прежде чем взяться за работу, их нельзя торопить. Дайте им время собраться с мыслями, наметить планирование, отвечайте на вопросы, если они появляются.

Детям, которые быстро устают, стоит давать время отдыхать от работы, если родители желают, чтобы она была выполнена хорошо. Отдых может заключаться также в смене деятельности — попросите ребёнка отложить ручку, нарисуйте с ним рисунок, сделайте легкую зарядку, пальчиковую гимнастику, просто посидите и поболтайте вместе несколько минут. Устал ли ребёнок, можно понять по реакции его тела: он может начать вертеться, смотреть по сторонам, вздыхать — отвлекаться от работы любым способом.

Улучшить работоспособность не только полезно для развития, но и служит профилактикой развития школьной неуспеваемости первоклассника. Этим объясняется важность изучения родителями детской психологии и понимания процессов возрастных изменений детей.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 22.09.2017 10:51, обновлено 17.04.2020 18:45
Рейтинг статьи:
4,0

Читайте также

Первая помощь детям при порезах, ссадинах и ушибах
В процессе игры дети могут случайно травмироваться. Поэтому родители должны знать, как оказать первую помощь.
Как помочь первоклашке пойти в школу без тревог?
Как определить «уязвимые места» и помочь будущему первоклашке (а также его родителям) быстро и без боязни адаптироваться к школьному процессу.
Празднуем первый день рождения ребенка
Ребенку исполняется один годик – фотосессия, застолье, конкурсы. Как сделать, чтобы праздник запомнился и не утомил малыша?
«Взрослые» проблемы первоклассников: как помочь ребенку?
Для малыша, который еще недавно ходил в детский сад, поступление в школу – настоящее испытание. Как маме и папе помочь ребенку?
Как помочь ребенку найти первых друзей?
Дружба — важный фактор в развитии ребенка. При общении с друзьями кроха получает коммуникативные навыки, которые помогают ему адаптироваться в социуме.
Собираем ребенка в первый класс: как ничего не забыть?
Тщательная подготовка ребенка к школе поможет родителям избежать лишних материальных затрат и обеспечить малышу комфортное обучение.