Люди делятся на разговорчивых и молчаливых. Общительность или сдержанность определяется генами, профессией, семейными традициями, религией или воспитанием. Словоохотливость — далеко не всегда показатель ума. Нередко те, кто много говорит, поверхностны в суждениях. Люди более образованные и эрудированные часто деликатны и немногословны. Родителям важно осознавать это различие и стремиться, чтобы их ребёнок обладал широким словарным запасом. Но при этом оставался собой и говорил столько, сколько считает нужным. Расширение лексикона происходит одновременно с общим интеллектуальным развитием.
Нормы развития речи в разном возрасте
С первых месяцев жизни ребёнок начинает реагировать на речь взрослых людей. Улыбаться, слыша знакомый голос, вглядываться в лица в поисках мамы. Примерно к двум-трем месяцам младенец начинает произносить «агу» — это называют гулением. После полугода появляется лепет — повторяющиеся слоги «па-па-па», «да-да-да», ма-ма-ма». К году дети обычно знают несколько слов, называют маму и папу, говорят «да». К полутора годам добавляется имитация звуков животных, имена, некоторые предметы, указания к действиям: «дай», «это», «не хочу».
Двухгодовалые дети в норме пользуются примерно полусотней слов и начинают складывать их в словосочетания. Три года — тот возраст, в котором обычно происходит скачок речевого развития, активный словарный запас составляет от 250 до 1000 слов. Если ребёнок все еще не говорит, логопеды могут порекомендовать сводить его к врачам, проверить слух и сделать неврологический осмотр.
Все нормы усреднены, дети обладают разными врожденными способностями, живут в отличающихся друг от друга семьях. В одних общение стоит на первом месте, в других — все заняты своими делами.
Словарный запас подразделяется на активный и пассивный. Ко второму относятся слова, которые человек не употребляет, но смысл их понимает. Иногда дети сами практически не говорят, но реагируют на просьбы, кивают в ответ на вопросы. Это говорит о том, что надо мотивировать их самим произносить слова.
Живое общение — лучший способ освоить язык
Люди, переехавшие за границу, часто говорят о том, что выучили язык на месте быстрее и лучше, чем за 10 лет в школе. Все теоретические знания из учебников могут пригодиться при написании письма, но для живого общения понадобится избавиться от акцента, освоить речевые обороты. Делать это проще, слыша разговоры в магазине, на работе или учебе.
Такая же ситуация с родным языком: родственники разговаривают с малышом с его рождения, и ему хочется быстрее найти способ отвечать им. Дети легко усваивают новую информацию, поэтому родители иногда нанимают языковых репетиторов для них уже в двухлетнем возрасте. Это может быть не учитель, а нянечка, но обязательно коренной носитель иностранного языка. Тогда девочки и мальчики параллельно осваивают несколько языков.
Разговорчивые мамы хорошо способствуют развития лексикона ребёнка. Поясняя каждое свое действие даже для новорожденного, она устанавливает с ним контакт и формирует пассивный словарный запас. Малыш впитывает информацию, учится отличать интонации и постепенно начинает подражать взрослым.
Как привычки и хобби помогают расширить словарный запас
Хобби, увлечения и привычки позволяют ребёнку развиваться в разных сферах. В школе дается много общей информации, на курсах и в кружках — более глубокое знание предмета. Для музыкальных, художественных школ, детских научных, технических и исторических клубов характерны свои термины. На выступлениях и конкурсах ребёнок лишний раз тренируется в красноречии.
Любовь к книгам — самое хорошее, что можно придумать при необходимости улучшать речь. Произведения классиков и современных писателей несут развлекательную и образовательную функцию.
Самые маленькие дети увлекаются раскрасками и наклейками. При условии участия взрослых эти занятия тоже помогают расширить лексикон. Все, что интересно ребёнку, можно направить в нужную сторону, извлекая пользу.
Упражнения для расширения лексикона ребёнка
Независимо от того, какой возраст у ребёнка, родители могут найти способ развивать его способности. Для этого необязательно обзаводиться обучающими пособиями, водить малыша на развивающие занятия.
Непринужденное общение, совместный отдых, наблюдение и комментирование окружающей природы и жизни людей помогают растить открытого, общительного и счастливого человека.
Самым маленьким можно петь песни, рассказывать стихи, показывать карточки со словами, предметами быта, животными, цветами, формами, частями тела и т.д. Раскладывание камушков по размеру, собирание пазлов и мозаик с постоянным пояснением происходящего дает визуальное закрепление многих характеристик: большой, маленький, гладкий, шершавый и т.д.
Как только малыш подрастает, можно подключать его к участию в семейных настольных играх: лото, домино с изображением знакомых героев или просто веселыми картинками. Можно вносить элементы игры в повседневные занятия, попросить ребёнка придумать синоним или антоним к слову. Объясняя, что предмет бывает холодным и горячим, большим и маленьким, предлагать продолжить цепочку. Расширить лексикон прилагательными можно, спрашивая про все вещи «какая она?». Ребёнок будет подбирать определения: кружка маленькая, желтая, красивая, с зайчиком и т. д.
Оригинальные книги с открывающимися окошками, вкладышами, магнитами, заданиями «найди и покажи», музыкальным сопровождением привлекут тех мальчиков и девочек, кто пока не может сосредоточиться и слушать длинные истории и сказки.
С детьми старшего возраста интересно играть в детскую монополию, ассоциации, викторины, города и слова, разгадывать кроссворды. Все эти игры существуют уже много лет. Главное, чтобы родители могли вовлечь ребёнка в эти занятия, отвлечь от мультиков и компьютера.
Одним играм можно уделить время по пути на работу, в школу или домой. Для других — устроить семейный ужин, договорившись всем убрать гаджеты или вообще выбраться на природу. Чем больше родители обращены к детям, а не к экранам смартфонов, тем больший отклик получают.