Как воспитать в детях разумное отношение к деньгам? На этот вопрос сегодня ответит MedAboutMe.
Опыт из детства: уроки финансирования от родителей
Вопрос: « С какого возраста можно говорить с ребёнком о деньгах?» начинает беспокоить некоторых родителей только тогда, когда малыш подрастает и начинает готовиться к школе. Тогда им приходится думать о том, сможет ли он самостоятельно решать бытовые проблемы, например, покупать еду в школьном буфете? Кстати, в настоящее время во многих школах организована безналичная форма расчетов, то есть оплата картой. Соответственно, здесь тоже появляются вопросы:
- как пополнять карту?
- кто будет этим заниматься?
- что делать, если ребёнок потеряет карту?
- какие карманные расходы могут быть у ребёнка?
- сколько денег выделять на еду и карманные расходы?
- Количество подобных вопросов растет, как снежный ком.
К тому же предполагается, что к моменту начала школьной жизни базовые навыки обращения с деньгами — осознание финансовой безопасности, понимание собственных потребностей и умение отличать их от желаний, способность совершать покупки, платить деньги и брать сдачу, дети уже имеют. Напрашивается вывод — учиться правильному обращению с деньгами дети должны еще в раннем детстве.
Некоторые мамы начинают знакомить малыша с миром финансов с первого года жизни. Конечно, совсем необязательно рассказывать грудничку, что такое кредиты и депозиты. Любое развитие, в том числе и финансовое, должно соответствовать возрасту малыша. Поэтому начинать нужно с предметного обучения. Проще говоря, давать ему возможность поиграть монетами (предварительно хорошо вымытыми). Можно положить монетки в банку и погреметь, а дальше кроха сам придумает, что делать с этим сокровищем. Малыш может играть с монетами, засовывать их в щель копилки, складывать в банку (разумеется, все это должно происходить под присмотром взрослых). Потом можно использовать старые пластиковые карты — дисконтные и банковские, которых наверняка в каждом доме наберется целая коллекция.
Все, что нас окружает в жизни, так или иначе связано с деньгами. Поэтому ничего специально придумывать не обязательно. Можно просто обращать внимание малыша на финансовые моменты.
Важный момент — понимание ценности того, что окружает ребёнка в материальном мире. Понятия «дорого» и «дешево» ему пока ни о чем не говорят. Поэтому родители должны рассказывать, откуда что берется, например: «Мы купили муку в магазине. А как она туда попала? Сначала фермер посеял пшеницу, потом собрал урожай и отвез на завод. Там сделали муку и привезли ее в магазин».
Полезные привычки: в магазин с ребёнком
Полезными для финансового развития ребёнка будут и совместные походы в магазин. Как правило, дети начинают проявлять свое «хочу» примерно в три года. В этом возрасте они вряд ли в состоянии отличить осознанную потребность от желания получить игрушку или лакомство. Тем не менее, знакомить их с потребительской средой можно уже в этом возрасте (и даже раньше).
Перед походом в магазин родители должны проговаривать малышу свой потребительский сценарий. Например: «Сегодня мы пойдем в магазин и купим фрукты и йогурт, чтобы ты кушал и был здоровым. Папе купим котлеты, потому что он работает и должен быть сильным. А маме купим мороженое и овощи. Мама должна быть красивой и доброй, а для этого ей нужны витамины и сладкое». Ребёнок чувствует разумный подход родителей к совершению покупок. Он понимает, что каждый товар оказывается в корзине по какой-то причине, и мама говорит ему, по какой.
Дети постарше могут помогать взрослым выбирать продукты. Если малыш сделал правильный выбор, похвалите его. Если нет, объясните, в чем ошибка. Примерно с пяти лет можно договариваться о бюджете, потому как в этом возрасте малыш уже может сопоставить его с ценой. Например, собираясь в магазин игрушек, мама дает ребёнку 500 рублей и говорит, что он может потратить их по своему усмотрению. Кстати, неплохим пособием для обсуждения желаний и потребностей могут стать рекламные каталоги. Рассматривайте с малышом картинки, обсуждайте необходимость приобретения той или иной вещи.
Как вариант, можно привлекать ребёнка к составлению сметы для какого-нибудь семейного мероприятия. Например, планируется семейный выход в кино или кафе. Накануне следует составить план предполагаемых расходов — билеты, мороженое, сок, транспортные расходы. Допустимо ребёнку выделить отдельную сумму, которую он сможет потратить на то, что захочет.
Продолжением этого опыта может стать регулярная выдача денег на карманные расходы. Это поможет ребёнку научиться планировать свой бюджет, сопоставляя доходы с расходами. Карманные деньги — это базовый инструмент финансового воспитания, но использовать его нужно осторожно, начиная с выделения очень маленьких сумм.
Финансовые сказки и игры для детей
Когда малыш подрастет, можно придумывать ему финансовые сказки. Это не сложно, достаточно просто взять бытовую экономическую ситуацию и переложить ее на известных сказочных персонажей. Например, можно придумать сказку про деловую лисичку, которая ходит в магазин за сметаной, делает ремонт, копит деньги на путешествие.
Если нет привычки сочинять истории самостоятельно, имеет смысл просто подбирать сказки с экономическим уклоном. А таких немало: «Курочка Ряба», «Теремок», «Морозко» и так далее. В наше время можно найти и авторские финансовые сказки, например: «Лесная биржа» Эдуарда Матвеева.
Полезными для финансового развития также могут стать:
- настольные игры с экономическим уклоном — «Монополия», «Жизнь». Игровые деньги и карточки с ситуациями — это прекрасный тренажер для финансового развития малыша;
- города профессий — отличный вариант! Дети знакомятся с деньгами и финансовыми компаниями, заводят новые знакомства со сверстниками, ставят цели и ищут пути их решения;
- специальные семинары и курсы, на которых детей учат финансовой грамоте.
А вот чего делать точно не нужно, так это замалчивать тему денег, особенно если дети задают вопросы. Это реальная материальная жизнь, которая должна быть им понятна. Даже если семья находится в сложной финансовой ситуации, нужно доступными словами рассказать об этом ребёнку.