Знаете ли вы, что уже более 40 лет медикам известно вещество, которое может показать наличие беременности уже через 6 часов после зачатия? Early Pregnancy Factor (EPF) — так называемый ранний фактор беременности, который можно обнаруживать анализом крови. Рассказываем, что это за вещество, откуда оно появляется и почему мы до сих пор не узнаем о беременности в первый же день (или ночь) после полового акта.
Эмбрион больше не «молчаливый пассажир»
Раньше считалось, что после оплодотворения и вплоть до имплантации в стенки матки оплодотворенная яйцеклетка, бластула и эмбрион — такие этапы проходит плод от слияния половых клеток до права называться зародышем — является «молчаливым пассажиром». Он никак не влияет на материнский организм, дрейфуя по маточным трубам до стенки матки. В 1979 году все изменилось.
Сначала EPF обнаружили в организме беременных животных: у овец, свиней, находящихся «в положении», в плазме крови, слизистых выделениях цервикального канала и в околоплодных водах был найден особый белок-иммуносупрессант, подавляющий иммунную систему материнского организма. А затем выяснилось, что он появляется в теле задолго до образования плода с околоплодной оболочкой и водами, в первые часы или сутки после зачатия.
Пока непонятно, почему так происходит, но у овец EPF выделяется только через 3 полных дня после спаривания, у мышей — через 24 часа, а у человека в среднем проходит 6-12 часов до начала выделения этого белка. Причем эти часы подсчитывали от времени подсадки эмбриона в матку при экстракорпоральном оплодотворении. При обычном половом акте до момента начала определения EPF в крови матери может проходить до 3 суток, так как сперматозоидам надо еще добраться до яйцеклетки.
Зачем эмбриону подавлять иммунитет мамы?
Снижение иммунитета — неотъемлемая часть беременности, именно поэтому в период вынашивания приходиться беречься от бактерий и вирусов особенно тщательно. Так как будущий ребёнок — плод слияния двух половых клеток, то на чужеродную половину с папиными хромосомами женский организм будет реагировать также, как на любое вторжение инфекции или инородное тело. Он начнет защищаться и бороться с «агрессором». Чтобы такого не происходило, и мы все-таки могли размножаться, природой выработан механизм подавления иммунитета матери с самого раннего срока.
С момента слияния яйцеклетки и сперматозоида сам эмбрион не выделяет EPF, так как пока еще слишком мал в буквальном смысле слова. Но зато выделяет его провокатор, вещество, под действием которого этот иммунодепрессант вырабатывается самой женщиной. Так с первых часов существования малыш начинает влиять на маму. Иммунодепрессивный фактор остается на высоком уровне примерно до 20-ой недели гестации, а потом начинает снижаться, и примерно через 2 месяца после родов эффект подавления иммунитета полностью пропадает, иммунная защита молодой матери восстанавливается.
После имплантации в стенку матки, примерно через 2 недели после зачатия или на 4-ой неделе беременности EPF вырабатывается уже самим эмбрионом. В это же время в крови и моче матери определяется гормон ХГЧ, хорионический гонадотропин человека, который и определяют во время стандартного анализа на беременность при помощи тест-полоски или лабораторных исследований крови. Хотя сам ХГЧ начинает вырабатываться на пару дней раньше рекомендованных для анализа сроков, но концентрации его незначительны. Так что EPF действительно самый ранний маркер беременности. Так почему бы не использовать его вместо тестов на ХГЧ?
Тест на беременность после зачатия: как узнать все в первый же день?
Конечно, хотелось бы узнавать все сразу же! Но, к сожалению, есть пара серьезных аргументов «против». Во-первых, такой тест на беременность после зачатия будет стоить довольно дорого и потребует интерпретации специалистом, то есть домашней версии в обозримом будущем на прилавках не появится. Во-вторых, зачатие совсем не означает, что имплантация пройдет успешно и беременность будет развиваться. Почти каждая вторая оплодотворенная яйцеклетка не становится ребёнком, так как не может прикрепиться к стенке матки. Причин множество: неготовность эндометрия, нежизнеспособность эмбриона и многое другое. Без специальных исследований женщины даже не замечают такие короткие беременности, так как бластула выходит вместе с менструальными выделениями. Так что шансы, что беременность действительно продлится после теста на EPF — 50/50. Как бы не хотелось сократить период мучительной неизвестности, это пока не представляется возможным. Так зачем же ученые по-прежнему изучают этот EPF?
- Этот белок помогает исследовать причины бесплодия, становится понятнее, чем вызвана невозможность выносить ребёнка — неспособностью к зачатию или проблемами с имплантацией. EPF в этом случае намного информативнее, чем ХГЧ или уровень прогестерона. И с понятными причинами, например, низкой иммуносупрессией, можно бороться введением препаратов, дополнительно подавляющих иммунитет.
- При ЭКО изучение наличия EPF также помогает понять причины неуспешных переносов. Так, результаты исследований неуспешных случаев экстракорпорального оплодотворения и концентрации EPF помогли понять, что примерно половина причин безуспешного ЭКО — в некорректном переносе, повреждающем эмбрионы. После изменения протокола количество успешных беременностей возросло, и это, несомненно успех.
- По результатам исследований на животных препарат, который действует как анти-EPF и блокирует иммунодепрессию, может использоваться для прерывания нежелательной беременности на ранних сроках вместо медикаментов «экстренной контрацепции», которые крайне негативно влияют на женский организм.
- И наконец, хотя EPF почти всегда связан с беременностью, но он также может указывать на наличие некоторых опухолевых процессов в организме у женщин и мужчин, что позволяет использовать его в качестве онкологического маркера для ранней диагностики, а также для оценки успешности противораковой терапии.