Каждый ребёнок от рождения гениальный — так считают многие психологи. Задача родителей — вовремя увидеть и развить ту или иную способность малыша, разглядеть и поддержать в нем будущего художника, шахматиста, спортсмена, математика, артиста. Однако, не все родители задумываются над детскими талантами и занимаются их развитием, и их нельзя ругать за это.
Вместе с радостью, которое сопровождает рождение ребёнка, жизнь молодой семьи сопровождают проблемы: дети часто болеют, мать переживает послеродовую депрессию, в семье есть другие дети, которые, также, требуют внимания, родители переживают кризис в отношениях или финансах и многое другое. Поэтому, родительство не может и не должно быть идеальным процессом, без единой ошибки, иначе психология отношений между людьми и жизненный процесс лишаются естественности и роста.
Однако, среди проблем и суеты, родители имеют возможность разглядеть в ребёнке талант. По каким признакам в детском характере и поведении они могут это сделать? Как быть, если для развития детских способностей нет возможности, времени и сил? С помощью каких методов воспитания гениальность ребёнка будет развиваться и крепнуть?
Ребёнок-гений и «не гений»
В каждом ребёнке, с самого рождения, «прячутся» задатки и способности. Причем, это касается не только детей, которые выделяются неординарным мышлением, но, и тех, кто развивается в соответствии с нормой, однако, не превышает ее. На сегодняшний день, ученые выяснили, что, кроме математических и творческих способностей, дети могут проявлять таланты в нескольких областях, причем, часто, различных между собой.
Многие психологи считают, что, одаренными рождаются абсолютно все дети, главное — вовремя разглядеть талант и развить его. Поэтому, несправедливо говорить об одном ребёнке, что он родился гениальным, а о другом — что у него нет заметных талантов. При создании определенных условий — правильного общего и дополнительного образования, поддержке близких людей, веры в детские способности, ребёнок имеет все шансы стать одаренным.
Психология детей в три года
Первые три года жизни — важный этап формирования детской личности. Некоторые специалисты считают, что, именно в это время нужно стараться максимально развивать природные способности ребёнка. Почему в три года?
Дети в этом возрасте очень активны и любознательны и стремятся к самостоятельности. Их поведение способствует развитию личностного потенциала.
Как известно, в три года ребёнок трудно поддается воспитанию, и взрослые пытаются, с одной стороны, приучить его к послушанию, а с другой — стараются понять, к чему у него есть способности. Родители могут «убить двух зайцев» сразу, если:
- предоставят ребёнку возможность осваивать независимость;
- направят его энергию в нужное русло с помощью развития творческих и интеллектуальных способностей.
Что для этого нужно?
- Организовать личное пространство ребёнка, где он сможет заниматься интересными для себя делами.
- Если, еще непонятно, какие таланты у него есть, нужно дать ему возможность попробовать себя в разных сферах. В том случае, если ребёнок проявляет серьезный интерес к какой-либо деятельности, и постоянно старается расширить свои познания, то к 3- 5 годам можно отдать его в подходящий кружок или секцию.
- Можно, также, развивать детский талант самостоятельно. Для этого достаточно играть в те игры, которые интересны малышу, постепенно усложнять задачу, придумывая все новые сценарии.
- Следует стараться всегда отвечать на детские вопросы.
- Поддерживать мотивацию и желание у ребёнка заниматься тем, что ему интересно.
Основные показатели одаренных детей
В первый год жизни, дети проявляют интерес ко всему, что видят и слышат: все пытаются попробовать, пощупать, потрогать.
Ближе к 3-4 годам ребёнок останавливает свой выбор на одной сфере интересов. Одаренные дети раньше, чем сверстники, умеют хорошо сосредотачиваться. Ради своего увлечения, ребёнок способен стать более настойчивым и упорным. Свой интерес он постоянно развивает и все больше погружается в интересующую область. Чаще всего, кроме основного интереса, все остальное не вызывает любопытства, поэтому, часто, у маленького гения наблюдается нарушение баланса в знаниях: изучая какую-то одну сферу, ребёнок отдает ей все силы и, тогда, уровень знаний во всех других областях является низким.
Также, одаренные дети имеют склонность «уходить в себя», из-за чего у них возникают проблемы с коммуникацией. Родителям следует следить за тем, чтобы ребёнок не привыкал к одиночеству.
Часто, одаренный ребёнок растет капризным, вспыльчивым и ранимым.
В таких случаях, родителям потребуется проявить терпение и особый подход: заниматься его всесторонним развитием, искать для ребёнка единомышленников, общение с которыми повысит развитие коммуникативных навыков.
Руководство для родителей
В транзактном анализе есть такое понятие как «свободный ребёнок». Считается, что, чем больше каждый малыш может чувствовать себя свободным, тем шире его возможности развить свою гениальность. Это не значит, что ему нужно все позволять, разрешать, воспитывать без правил и запретов — напротив, с раннего детства, детей следует приучать соблюдать ограничения, которые выставляют родители.
Свободный ребёнок открыт для творчества, он ведет себя спонтанно, чувствует радость, веселье и активность. Его любопытство не знает границ, он радуется каждому дню, другим людям и своему существованию. Он восхищается всем, что видит, слышит и чувствует, мечтает, фантазирует, обожает играть. Именно в таком состоянии, дети открыты для того, чтобы развивать природные способности и таланты.
Как воспитывать ребёнка с целью пробудить в нем гения?
- Поддерживать его активность, тягу к знаниям и любопытство;
- отвечать на вопросы развернуто и понятно;
- поощрять инициативу;
- позволять быть самостоятельным;
- не стараться «подталкивать» к какой-то одной деятельности — давать возможность заниматься тем, что интересно;
- учить не останавливаться на достигнутом и не «ломаться» под гнетом неудач;
- не ограничивать физическую активность;
- учить не бояться рисковать;
- развивать терпеливость во всем;
- ограничивать просмотр телевизора, «зависание» в интернете;
- знакомить с музыкальными произведениями, развивать абстрактное мышление;
- не ограничивать общение с окружающими — взрослыми и сверстниками.
Рекомендации родителям, по воспитанию маленького гения, в большинстве своем являются простыми, главное правило для взрослых, если они хотят вырастить одаренного ребёнка — находиться рядом с ним, понимать его природу, поддерживать.