17.07.2017 2807

Растим гениальных детей: методика Гленна Домана

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Известный американский врач-физиотерапевт Гленн Доман считал, что маленькие дети до 6-и лет обладают практически безграничным потенциалом умственных способностей. Если развивать их сразу после рождения, то чадо может стать настоящим гением, с обширным запасом энциклопедических знаний! Вырастить такого ребенка наверняка мечтает каждый родитель, а значит, стоит внимательнее приглядеться к уникальной системе раннего развития детей — методу Домана.

Воспитание малыша по методике Домана: основные принципы

Воспитание малыша по методике Домана: основные принципы

Основатель представленной обучающей системы считал, что человеческий мозг может полноценно развиваться только при интенсивных интеллектуальных нагрузках, а если он не используется на полную силу с рождения, то со временем потенциал угасает. Детский возраст — максимально продуктивный в этом плане, а сама методика дает все возможности напитать разум маленького человека большим количеством информации, которой он сможет оперировать в будущем.

Стоит учитывать, что физическое состояние напрямую влияет на умственное развитие, а потому, согласно этой методике, тело и разум следует развивать параллельно. Благодаря системе Гленна Домана даже маленькие дети с нарушением интеллектуального развития со временем достигали нормальных показателей.

Основные принципы, на которых базируется рассматриваемая методика, заключаются в следующем:

  • Обучение осуществляется с использованием наглядных пособий.

Для самых маленьких они представлены в виде одинаковых по размеру крупных карточек с реалистичными изображениями и ярко-красными буквами. По мере взросления малыша ему предлагаются все более сложные карточки, где вместо буков присутствуют слова, предложения и элементарные математические понятия.

  • Занятия необходимо проводить регулярно, на постоянной основе.

Пропуски нескольких занятий сведут на нет все достижения, а потому заниматься нужно постоянно.

  • Дети должны учиться только у своих родителей.

Обучение проводится исключительно родителями. Занимаясь с самыми близкими людьми, малыш может полностью отдаваться учебе, ведь члены одной семьи постоянно контактируют и имеют прочную эмоциональную связь.

  • Физическому развитию ребенка следует уделять много внимания.

Помимо организации занятий с карточками, в процессе обучения важно учить кроху ползать, развивать мелкую моторику пальцев и вестибулярный аппарат. Гленн Доман разработал специальное приспособление (трек), с помощью которого малыш может развиваться, опережая своих сверстников.

За успехи ребенка следует обязательно хвалить. Контроля успеваемости здесь нет, а игровая форма делает обучение по-настоящему увлекательным.

Работа с карточками: организовываем обучающий процесс правильно


Родителям, желающим обучать кроху по системе Домана, необходимо заранее подготовить дидактический материал — карточки. Важно позаботься о том, чтобы они были большими и содержали точные изображения различных объектов. Иллюстрации должны быть лишены фона, и обозначаться соответствующими подписями. На начальном этапе обучения предполагается использование карточек с крупными буквенными обозначениями ярко-красного цвета. По мере взросления ребенка шрифт нужно постепенно делать все меньше, а сами буквы — тусклее, пока они не станут полностью черными.

Создавайте карточки, сортируя их по группам. Это может быть что угодно:

  • растения;
  • животные;
  • насекомые;
  • деревья;
  • музыкальные инструменты;
  • профессии;
  • цвета;
  • геометрические фигуры.

На одной картинке должен быть изображен только один предмет. В противном случае ребенок может не узнать элементы композиции в реальности.

Прежде чем приступать к занятиям, посадите малыша удобно или положите его на поверхность, где его ничего не будет отвлекать. Поочередно показывайте крохе карточки, задерживая каждую на расстоянии 60 см от его глаз в течение 2-3 секунд. Во время демонстрации каждой карточки медленно и ровно проговаривайте ее называние или значение. Картинка заменяется новой до тех пор, пока не будут зрительно обработаны 5 карточек. На этом урок завершается. Со временем количество осваиваемых за одно занятие карточек возрастает до 10-и.

Когда ребенок немного подрастет, можно будет ежедневно проводить от 3-х до 5-и уроков, используя по 5 отобранных карточек. Таким образом, за день малыш сможет осваивать около 25-и новых слов! После усвоения знаний одна карточка подменяется незнакомой, и процесс продолжается. Понадобится немного времени, и вы сами заметите, что ребенок узнает и запоминает увиденное.

После изучения коротких слов постепенно вводите в обучающий курс более длинные слова, а затем начинайте объединять по две карточки. После освоения 85-и слов маленькие дети уже способны изучать простые предложения, связанные с действиями («Саша рисует», «Василиса спит» и т. п.).

Упражняться следует только тогда, когда малыш пребывает в хорошем настроении. При первых проявлениях скуки со стороны ребенка урок должен прерываться.

Учим ребенка счету

Учим ребенка счету

Для начала малыш должен вникнуть в суть математики и понять, что вообще представляет собой эта наука. Сами по себе изображения цифр ничего не дадут, поскольку они слишком абстрактны. Показывайте крохе карточки с изображениями крупных красных точек (до 2 см в диаметре) и объясняйте ему, что такое «количество». Особенное внимание уделяйте набору карточек, на которых изображено от одной до пяти точек, а затем — от пяти до десяти.

Постепенно вводите изображения цифр. Показывайте каждую цифру вместе с карточкой, имеющей соответствующее количество точек, и поясняйте взаимосвязь.

Последний шаг — цифровые уравнения. Их следует включать в занятия постепенно, когда ребенок будет готов к этому.

Физкультура для детей

Физкультура для детей

Особое место в разработанной Гленном Доманом методике играет физическое развитие детей. Необходимо практически с первых дней жизни предоставлять крохе свободу движения и использовать рефлексы малыша для последующего развития. Занятия физкультурой направлены на:

  • Стимулирование двигательных навыков.

Основоположник представленной методики изобрел специальное приспособление — трек. Он выглядит как обычная дорожка для детских машинок, но имеет большие размеры. Это мягкий пол с ограничивающими стенками. Такой трек можно с легкостью сделать в домашних условиях. Важно, чтобы бортики дорожки заканчивались на уровне плеч ребенка — это даст ему ощущение уюта, а окружающая обстановка не будет отвлекать малыша от занятий. Пользоваться таким треком очень просто: родители должны лишь повернуть кроху на живот, поместить на дорожку и следить за тем, чтобы он стремился ползти вперед. Чтобы упростить задание, при желании трек можно слегка наклонять.

  • Развитие мануальных навыков.

Хватательный рефлекс срабатывает у новорожденных автоматически. Задача взрослых — обеспечить условия, в которых можно будет стимулировать его как можно чаще. Пусть малыш в процессе игры хватает пальцы и одежду взрослых, и со временем открывает для себя принцип хватательного движения. Положите чадо на спину и дайте ему обхватить большие пальцы ваших рук. Затем медленно поднимайте верхнюю часть его туловища (так он будет удерживать до 50% от собственного веса). Выполняйте такое упражнение до 10-и раз по 10 секунд за сессию. В первое время необходимо, чтобы кроху подстраховывал второй взрослый.

  • Развитие вестибулярного аппарата.

Занятия предполагают покачивания ребенка в разные стороны, вращения и переворачивания.

Прежде чем приступать к занятиям с малышом физкультурой, родителям имеет смысл проконсультироваться с педиатром. Специалист расскажет, как безопасно выполнять упражнения, и определит, нет ли у крохи противопоказаний к определенным нагрузкам.