Иногда ребёнок с ранних лет проявляет замкнутость, настороженность, остро реагирует на слова в свой адрес. Многие родители списывают такие особенности поведения на сложный характер, некоторые, даже, стыдятся детей, которые, не могут, как все выступать на сцене, быть жизнерадостными и активными. Подобная характеристика свойственна детям с высокой чувствительностью. Они отличаются от большинства своих сверстников. Какие проблемы у них есть в общении и обучении? Какие ошибки совершают родители, воспитывая их?
Дети с обостренными чувствами — какие они?
Высокая чувствительность видна с рождения и во время социализации. Такие дети могут быть очень капризными в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте, им трудно идти на контакт с другими детьми и взрослыми, заниматься в группе, могут впасть в возбужденное или подавленное состояние из-за переизбытка информации. Они придают большое значение мелочам — избирательны в одежде, еде. Их трудно заставить «Подойти и поцеловать двоюродную бабушку», которую они видят в первый раз в жизни. Часто, они очень болезненно реагируют на критику в свой адрес. Родители замечают: «Ему ничего нельзя сказать — сразу начинает плакать и обижаться. Даже простая просьба воспринимается им как критика». Воспитание чувствительных детей требует от родителей много сил, мудрости и терпения, и, что немаловажно — понимания психологии чувствительного ребёнка.
Такие особенности в характере не являются отклонением, а относятся к особенностям темперамента. Возможно, кто-то из родителей ребёнка, также, обладает высокой чувствительностью.
Ребёнок стесняется
Ребёнку трудно расти в семье, где все ее члены не похожи на него — активные, позитивные, легкие на подъем, экстраверты. Если не принимать особенности его характера и не считаться с ними, он будет чувствовать себя чужим, непринятым. Учитывая его богатую фантазию, ребёнок может придумать себе, что его взяли из детского дома, отняли у настоящих родителей, на которых он похож или разлюбили. Привычка держать все в себе и в одиночестве переживать чувства не позволят ему поделиться этими мыслями с близкими людьми, если между ним и другим человеком нет хорошего доверительного контакта.
Взрослым следует знать, что такой ребёнок испытывает внутреннее чувство смущения и часто стесняется проявить себя. Такое поведение обусловлено тем, что он боится быть не принятым, высмеянным, получить критику или неодобрение в свой адрес. Ему тяжело справляться с такими реакциями извне.
Рядом с ребёнком всегда должен быть надежный взрослый, который поймет, поддержит, скажет, что с ним все в порядке, успокоит. Не стоит побуждать его к активности — заставлять выступать на сцене, выходить к доске, воспитывать лидерские качества. Чувствуя, что его пытаются переделать, он замкнется в себе еще больше, будет ощущать себя плохим.
Такие дети остро чувствуют себя, окружающих, отношения в семье. Нужно обратить внимание на их природные способности и помочь им формироваться. Благодаря богатому внутреннему миру, они имеют хорошие творческие способности, могут замечать удивительное в обычных вещах. Поддержка взрослых помогает им чувствовать себя более спокойными, принимать себя, находить друзей.
Ребёнок боится
Страхи у ребёнка — частая проблема для него и родителей. Он может бояться «ерунды» или «мелочей», как считают иногда взрослые. Они злятся на ребёнка, иногда тревожатся, наблюдая, как он боится и пугается там, где другие дети ведут себя спокойно. Причина страхов — в высоком уровне восприятия. Вкупе с богатой фантазией чувствительные дети «видят» в своей голове картины, которые вызывают тревогу. Что делать взрослым? Не ругать и не смеяться. Нельзя игнорировать или обесценивать — «Не придумывай!». Такая реакция заставит ребёнка думать, что с ним что-то не так, оттолкнет его от близких людей и в следующий раз он не поделится своими мыслями.
Важно проявлять бережное отношение к детским чувствам и страхам, когда они овладевают сознанием. Поговорить с ребёнком о том, что ему показалось, о чем он подумал — это поддержка, которую могут оказать мать и отец.
Как относиться к детским капризам?
Чувствительные дети могут быть очень капризными. На первый взгляд, может казаться, что они преувеличивают проблему и переживают на «пустом месте». Так, если долгое время критиковать или игнорировать их, они могут закатить истерику, плакать несколько часов подряд, долго молчать, обижаться. Родителям сложно взаимодействовать с ними в это время — с одной стороны, они злятся на капризное поведение, а с другой — тревожатся о том, что их ребёнок «Не такой как все» и «Почему он не может быть нормальным?»
Капризы ребёнка — часть его психической деятельности. Чем чаще взрослые проявляют агрессию, ругают, обвиняют, сравнивают, пытаются наказать физически, тем хуже будет чувствовать себя ребёнок, отдаляясь от матери и отца, погружаясь в собственное несовершенство и тяжело переживая его.
Как относиться к детским капризам? С маленьким ребёнком можно договориться, чаще жалеть его, не позволяя, при этом, нарушать установленные в семье границы. Например: «Хорошо, ты можешь надеть одежду, которую хочешь, но, если на улице будет ветер — ты наденешь куртку. Я возьму ее с собой». Так, ребёнок с детства привыкает к тому, что его желания и чувства уважают — этому способствует умение договариваться.
Как строить отношения с ребёнком
Родителям следует помнить, что, часто капризное поведение имеет под собой веские причины — чувствительные дети плохо переносят яркий свет, громкие звуки, тесную или неприятную одежду. Им может не нравиться музыка, которую они услышали, звук чьего-нибудь голоса. Пока они не понимают свои особенностей, то реагируют раздражением и протестами. Позже, по мере взросления, родители должны научить их слышать свои потребности и управлять ими. Контроль над эмоциями и ощущениями делает жизнь ребёнка и окружающих его людей легче. Однако, прежде чем научиться владеть собой, нужно понимать и слышать свои потребности и желания. Чувствительные дети должны научиться не терпеть то, что им не нравится, а самостоятельно создавать себе условия для того, чтобы ощущать комфорт.
Когда такие дети подрастают, они могут быть склонны к депрессивным мыслям и апатии. Привычка уходить глубоко в себя делает их отстраненными от близких людей, лишает контакта. Нельзя заставить ребёнка вести себя по-другому — ведь он не может приказать своим чувствам снизить интенсивность. В его силах — научиться управлять эмоциями, строить отношения с окружающими так, чтобы чувствовать себя комфортно. Для этого важно научиться принимать свои особенности, не стыдиться их.