Дети, когда они еще очень малы, всецело зависят от родителей. Процесс воспитания представляет собой многоуровневую систему, основанную на любви и уважении с соблюдением специальных правил и норм. Взаимодействуя с ребёнком, важно учитывать его психофизиологические и возрастные особенности. Это касается развития у детей любого навыка, и самостоятельности в том числе. Часто родители, желая развить те или иные качества в своем чаде, совершают ошибки, подменяя его истинные потребности своими ожиданиями.
Как развить в ребёнке самостоятельность? Важно помнить, что этому помогут не наставления и указания, а личный пример и переживание собственного опыта. Дети очень хорошо запоминают информацию и приобретают навык, когда имеют право выбора и чувствуют себя способными. А это чувство может поддержать родитель своим отношением и поведением.
Ошибки родителей в воспитании детей
Главная ошибка родителей, мешающая ребёнку отделиться и почувствовать себя самостоятельным, заключается в том, что часто мама и папа, глядя на то, как малыш только-только начинает сидеть, ползать, ходить или говорить, продолжают думать, что он еще слишком мал для чего-либо. Ребёнок же в это время продолжает активно познавать мир, его достижения растут, вместе со стремлением познавать и делать новые, незнакомые ему вещи. Задача родителей заключается в том, что бы организовать среду малыша так, чтобы он мог исследовать, изучать, получать информацию безопасно и как можно больше. Для этого мама или папа должны быть все время рядом.
Развитие ребёнка: как привить малышу самостоятельность
Сразу после рождения ребёнок находится в стадии симбиоза или сильного слияния с мамой. Это длится примерно до 2-2-5, лет, после чего, ближе к трем годам, малыш начинает отделяться от материи и отождествлять себя отдельно. Кризис трех лет под названием «я сам» яркое тому подтверждение. Именно на этом периоде важно не препятствовать ребёнку в его желании и стремлении получить опыт самостоятельности, мягко направлять его, поощрять инициативу, давать информацию об окружающих предметах и явлениях.
Прививайте навыки самообслуживания
В возрасте к трем годам дети активно стараются совладать со своей одеждой или столовыми приборами. Родители в этом случае могут ненавязчиво помогать, предлагая малышу для ознакомления много других дел, которые он может усвоить — это одевание и раздевание, уборка за собой посуды, складывание вещей, уборка игрушек, самостоятельное расчесывание и умывание.
Психология личности ребёнка такова, что, прививая эти навыки, малыш не только будет учиться самостоятельности, но и приучится к чистоте и порядку.
Поощряйте инициативу
Развитие ребёнка протекает благополучно в случае, если мама и папа замечают и поощряют его инициативу. Вместо того, чтобы бояться, что он может неудачно упасть или каким-то другим образом навредить себе, когда пытается дотянуться самостоятельно до предмета или манипулировать с ним, следует не запретить ему делать это, а организовать безопасную среду и быть рядом.
Таким образом, дети понимают, что их стремление к самостоятельности положительно, одобряемо и им захочется проявлять ее в дальнейшей жизни.
Давайте право выбора
Чтобы дети успешно проходили стадию обособленности и отделялись от матери, важно давать им право выбора. Это можно делать в любой бытовой ситуации. Стоит поинтересоваться у ребёнка, какой мультик он хочет смотреть, куда идти гулять сегодня, что ему хотелось бы на обед. В последнем варианте полезно организовывать развитие ребёнка и формировать самостоятельность, привлекая его к помощи по приготовлению пищи.
Детям важно чувствовать себя важными и значимыми, давать им право выбора — отличный способ показать это.
Советуйтесь с ребёнком
Психология личности ребёнка такова, что когда родитель принимает в расчет его мнение, он понимает, что имеет ценность и приобретает способность мыслить творчески и самостоятельно, не боясь при этом быть подвергнутым критике или суждению со стороны взрослых. Такой вклад в развитие ребёнка — залог высокой самооценки, что также важно для формирования самостоятельности. Спрашивайте мнение малыша по любому вопросу, касающемуся семейных праздников или организаций досуга. Например, в силу своего возраста, он может помочь в выборе торта на день рождения, формата свечей или цвета воздушных шариков.
Не делайте за ребёнка
Чтобы малыш с ранних лет привыкал к самостоятельности и пользовался ею дальше, важно на самой первой стадии формирования и развития у него навыков самообслуживания, не делать за него то, что он может сделать сам. Подключайтесь к деятельности только в том случае, когда сын или дочь сами попросят о помощи. В остальном стоит дать детям возможность приложить усилия и достичь цели.
Психология личности ребёнка и родительские директивы
Часто родители, занимаясь воспитанием, используют в речи слова или фразы, являющиеся негативными директивами. Простым языком их можно назвать установками. Они влияют не только на характер, но и на будущую жизнь. Опасно говорить малышу, который долгое время старается застегнуть пуговицы, что у него ничего не получится и сделать это за него. Таким образом, пропадает не только желание что-либо делать, но и усваивается личное послание от родителя «я ничего не умею».
Психология личности ребёнка зависит то множества посланий, которые дает ему родитель в раннем возрасте.
Самыми разрушающими из них являются «ты ничего не можешь», «ты никогда не сумеешь», «ты еще слишком мал», «ты сейчас все испортишь».
Среда, в которой растет малыш и те установки, которые он слышит от мамы и папы, программируют его будущий сценарий жизни. Поэтому важно говорить конструктивно и поддерживающе, поощряя и одобряя любую инициативу и самостоятельность ребёнка. Вместо «не получится» предложите помощь, вместо «не умеешь» похвалите за то, что малышу удалось и скажите, что верите в него и у него обязательно все получится, если не сейчас, так потом.