Сегодня взрослые предъявляют более высокие требования к качеству работы детского врача, чем несколько десятилетий назад. К сожалению, качество медицинского образования сильно упало, и не все педиатры обладают достаточной компетентностью. А платные услуги врача-педиатра далеко не всегда выше по качеству, чем консультация в районной поликлинике. Кроме того, растет число родителей, предпочитающих вовсе не иметь дела с официальной медициной. Поиск высококвалифицированного педиатра сегодня — задача не из простых.
Проблемы взаимодействия детского врача и родителей
Поскольку родители уделяют сегодня больше внимания физическому и психическому здоровью ребёнка, то они больше уверены в собственной компетентности относительно возможных заболеваний. Рост информированности людей приводит к тому, что часто взрослые точно убеждены в диагнозе ребёнка, симптомы которого они прочитали в интернете. В некоторых случаях советы педиатра они воспринимают крайне агрессивно.
Слишком большое количество информации не означает, что вся она является достоверной. На интернет-форумах не всегда можно встретить грамотного медицинского специалиста. Чаще всего рекомендации по здоровью детей дают люди, не имеющие медицинского образования. Но только врач имеет право ставить диагноз на основе выполненных исследований — анализов и УЗИ.
В некоторых случаях компетенция и квалификация врача оставляет желать лучшего. Но сегодня родители имеют право выбирать педиатра по рекомендациям. Успешное взаимодействие с педиатром зависит от его умения общаться с ребёнком и его семьей. В идеале врач должен уметь находить контакт с маленькими пациентами, быть вежливым и доброжелательным. Но и взрослым, приводящим ребёнка на прием, следует проявить уважение к медицинскому специалисту.
Как выбрать врача для детей?
Сегодня в России дети могут наблюдаться в детской поликлинике по месту жительства, либо в частном медицинском центре. Услуги участкового педиатра бесплатны, но в его работе есть ряд существенных минусов — строго отведенное время приема, недостаточное для того, чтобы ответить на все вопросы взрослых, и невозможность вызова в выходные или ночью. Кроме того, педиатр из государственной поликлиники придерживается плана по прививкам, что устраивает не все семьи.
Частные детские поликлиники предоставляют достаточно широкий выбор услуг. Специалисты таких поликлиник всегда готовы приехать на вызов и более лояльны к позиции взрослых по поводу прививок и образа жизни. Дети также чувствуют себя в частных поликлиниках более комфортно, поскольку их специалисты внимательны и тактичны. Но частные детские медицинские центры имеют один существенный недостаток — высокую стоимость услуг.
Семьи с высоким уровнем дохода выбирают услуги семейного педиатра. Он будет наблюдать за ребёнком с самого рождения и уделять внимание только ему. Семейные специалисты общей практики наблюдают не только за ребёнком, но и за взрослыми. Но даже если такой специалист имеет высокую квалификацию, он не может заменить других узких специалистов, и их услуги будут осуществляться за дополнительную плату. Хотя случается, что профессионал высокого класса обладает достаточным объёмом знаний во всех сферах медицины.
Какого бы педиатра не выбрала семья для своего ребёнка, основными критериями его работы должна стать не только высокая квалификация, подтвержденная многими сертификатами и участием в международных конкурсах и мастер-классах, но и умение наладить контакт с маленьким пациентом. Если общение с ним по каким-то причинам не доставляет удовольствие ребёнку или его семье, то педиатра всегда можно сменить.
Как родителям общаться с педиатром?
При общении с педиатром следует выполнять ряд четких рекомендаций и иметь вежливый и доброжелательный настрой. В государственных детских поликлиниках есть один существенный недостаток — большое количество пациентов. Чтобы попасть в кабинет педиатра, людям часто приходится проводить в очередях более 1 часа. Да и время приема ограничено 10-15 минутами. Поэтому взрослым необходимо заранее подготовить список вопросов.
Диагнозы, поставленные взрослыми самостоятельно, на основе отрывочных сведений, полученных из интернета, могут раздражать педиатров. Поэтому вместо неподтвержденных диагнозов взрослым следует четко описать симптомы и собственные опасения по поводу здоровья ребёнка. Вежливость взрослых — еще одна важная составляющая общения с педиатром. Чем больше пациентов ожидает в коридоре, тем выше уровень стресса и тем важнее чувство такта, проявляемое взрослыми при взаимодействии с медицинским специалистом.
Человеческий фактор — важная составляющая профессий, связанных с общением. К ним относятся педиатр, узкий медицинский специалист, воспитатель детского сада, учитель начальных классов. От позитивного общения с ними зависит эффективное взаимодействие с конкретной семьей и ребёнком. Если взрослые хотят поддерживать доброжелательные отношения с педиатром или другим человеком, отвечающим за здоровье или обучение ребёнка, то им следует вести себя дружелюбно и тактично.
Самое главное в общении с педиатром, как и с любым другим специалистом — знать цель своего визита, уметь описать симптомы заболевания и не стесняться задавать вопросы. Отдельно отмечают особенную манеру медицинских специалистов выписывать рецепты от вручную — иногда невозможно прочесть то, что написано. Хотя сегодня во многих местах медицинские специалисты печатают на компьютере, все же некоторые из них предпочитают выписывать назначения от руки. И в этом случае взрослые имеют право задавать вопросы, касающиеся диагнозов и назначений для ребёнка.
Важным критерием эффективности работы педиатра является не только его высокая компетентность, но также и способность взрослых получить полную информацию о заболевании и необходимых назначениях для ребёнка. В этом случае разочарований в его работе не возникнет. Но самое приятное впечатление останется и у ребёнка, и у взрослых от того специалиста, который сумеет найти индивидуальный подход к ребёнку и всегда настроен доброжелательно.