Каждый родитель знает, каким фантазером и любознайкой может быть ребёнок, и каждому хочется направить его неуемную энергию в нужное русло. А что, если начать привлекать его к процессу приготовления пищи? Тем более, что в определенном возрасте малыш и сам проявляет интерес к кулинарии, но не все родители это поощряют. А между тем это может быть весьма полезным, особенно, если кроха относится к так называемым «малоежкам». Изучая и экспериментируя с новыми продуктами питания, он незаметно расширит свой рацион и по-новому посмотрит на те из них, которые раньше были «персоной нон-грата» в его тарелке.
За покупками вместе с ребёнком!
Зачастую родителям сложнее всего решиться именно на этот шаг, ведь им заранее известно, что ребёнок будет хватать с полок все, что попадется ему под руку, и неизменно сворачивать с намеченного курса в сторону отделов с игрушками. Всех этих нежелательных последствий можно избежать, если перед выходом из дома вместе составить список всех необходимых покупок. А чтобы заинтересовать малыша, можно предложить ему напротив каждого продукта приклеить соответствующую яркую картинку или нарисовать ее самому.
Стоит также заранее договориться с чадом и разрешить ему выбрать один продукт для себя. Но если он обратит внимание на что-то принципиально новое, лучше пойти на поводу, ведь если пища отвечает требованиям полезности, велик шанс, что она останется в его меню надолго. Так малыш будет учиться планированию и самоконтролю, что немаловажно для его дальнейшего развития.
Привлекаем детей к процессу приготовления пищи
Хорошо, если у родителей найдутся в доме поварские колпаки и фартуки. Облачившись в костюм, малыш с удовольствием вовлечется в процесс приготовления пищи, который он пока воспринимает как игру.
На первом этапе можно немного рассказать ребёнку о видах и составе продуктов питания, которые его окружают. Он и сам наглядно увидит, что для приготовления одного единственного блюда требуются самые разные продукты, а секрет его вкуса и аромата зависит от их сочетаемости между собой. Можно поведать малышу, что одним неверным движением легко все испортить, например, добавив в торт слишком много соли или включив в суп или борщ совсем неподходящие для этого фрукты и ягоды.
Что можно без опасения доверить малышу?
Понятно, что пятилетний карапуз еще толком не справится с чисткой картошки, да и немного подросшему чаду будет тяжело наравне со всеми лепить пельмени. Однако есть задания, с которыми способны справиться даже маленькие дети:
- вымыть овощи и фрукты;
- порвать руками листья салата;
- взвесить каждый из необходимых ингредиентов на весах;
- натереть частично овощи на терке;
- измельчить чеснок в специальной давилке;
- посыпать продукты травами и специями;
- налить в емкость воды, молока, сока или любой другой жидкости.
Конечно, прежде чем попросить ребёнка о чем-то, нужно показать, как это правильно сделать, и не один раз. Стоит объективно учитывать возраст детей и не нагружать их просьбами, которые им пока тяжело выполнить. Но уже с 3—5 лет малыш может сам перемешать смесь в миске или салат, порезать мягкие продукты специальным детским ножичком.
Смейтесь и веселитесь!
Велика доля вероятности, что ребёнку очень быстро наскучит выполнять одни лишь приказания мамы. Ну а если позволить ему немного пошалить, то он поймет, что готовить пищу не столько тяжело и скучно, сколько весело и радостно. Можно позволить ему «щелкнуть» зеленой фасолью или горохом, сломать «цветочки» с цветной капусты или брокколи, сделать из теста забавного медвежонка и т. д. Каждая мама просто обязана хоть раз в жизни приготовить со своим ребёнком поп-корн и картофельные чипсы!
Не секрет, что для малышей намного большее значение имеет не состав блюда, а его внешний вид. Можно целый час убеждать его в пользе овощного рагу, но так и не добиться результата. А вот если выложить из овощей на тарелке забавную рожицу, то шанс заинтересовать ею ребёнка повышается в разы.
Именно к таким блюдам и стоит добавлять нелюбимые детьми продукты питания, маскируя их под красочной и необычной картинкой. Малыш не любит яйца или капусту? Можно приготовить кораблики из яиц с парусами из капустных листьев, и быть может, это станет любимой пищей «нехочухи».
Как заинтересовать ребёнка определенными продуктами питания?
Да, заставить малыша есть те продукты питания, которые он не любит, непросто. Но не стоит опускать руки без боя. Как показывает практика, то, чего родители добиваются в течение долгого периода времени, может произойти совершенно случайно. Так, ребёнок может начать есть нелюбимую пищу в детском саду или школе с другими детьми заодно. Можно пригласить кого-то из друзей ребёнка в гости и угостить детей многострадальным блюдом.
Еще один способ называется «прием дефицита». Приготовив какое-либо новое блюдо, разложить его по тарелкам всем членам семьи, кроме «нехочухи». Пусть все сидящие за столом нахваливают его, делятся своими впечатлениями. Скорее всего ребёнок заинтересуется новой пищей, попросит попробовать, но здесь нужно сказать, что на него не рассчитывали и больше нет. Малышу станет обидно, он будет умолять дать ему попробовать хоть кусочек. Останется только смилостивиться и переложить ему в тарелку остатки из своей.
А что, если семья обедает вне дома, например, в кафе? Здесь можно действовать от противного. Не нахваливать поданное блюдо, а очернять, говорить какое оно невкусное. Дети могут проявить гораздо больше любопытства к еде, которую родители не хвалят, просто чтобы сделать наперекор и попробовать ее, чего, собственно, взрослые и добивались.
Конечно, все желающие заинтересовать ребёнка определенными продуктами в первую очередь должны делать это с помощью личного примера. Глупо рассчитывать, что малыш полюбит брокколи, если все остальные члены семьи чаще всего утоляют голод сосисками или пиццей. Но и давить на кроху, заставлять его есть через силу ни в коем случае нельзя. Лучше постараться дождаться, когда малыш сильно проголодается, и предложить ему два блюда на выбор. Как показывает практика, этот хитрый ход почти всегда срабатывает, в отличие от предложения одного варианта. Ну и по возможности нужно готовить пищу всей семьей, привлекая как папу, так и младших членов. Последние будут учиться уважать труд и быть трудолюбивыми, увидят, сколько времени уходит на это, и смогут почувствовать себя полноправными участниками процесса, ответственными за результат.