Что больше всего любят маленькие дети? Играть! Игра занимает важное место в детской жизни. Играя, ребёнок познает мир, знакомится со своими привычками и особенностями поведения других детей. Игре посвящено пространство детского сада, игровая площадка во дворе, встречи со сверстниками. Через игру ребёнок учится не только понимать мир вещей и предметов, с помощью нее он также знакомится с миром отношений людей между собой.
Первые товарищи ребёнка по игре — его родители. Дать погремушку малышу, когда он умеет еще только лежать в кроватке и улыбаться, показать, как она издает звук и с какой стороны ее следует держать — уже игра, социальное взаимодействие. Чем старше дети, тем интереснее и разнообразнее игры, в которые они играют. Однако первый свой игровой опыт, ребёнок, конечно, получает в семье, когда играет с мамой и папой.
При всей положительной характеристике игровой деятельности, следует отметить, что у нее есть и отрицательная сторона. Другими словами, родителям стоит знать, что существуют игры, вредные для психики ребёнка. Что они представляют собой и как уберечь детское восприятие от их негативного влияния, можно узнать из этой статьи.
Когда играют родители
Бывает так, что мать или отец испытывают тревогу, наблюдая за тем, как играет ребёнок, и какие игры его привлекают. Или родители переживают за здоровье и развитие малыша, когда он не хочет играть в игры, которые ему «положено» освоить в конкретный период развития. Тогда взрослые склонны думать, что с ребёнком «что-то не так» и приводят его на прием к психологу.
Занимаясь воспитанием, мать и отец имеют в отношении детей определенные ожидания. Через игру они желают научить их быть общительными, развить фантазию, речь, эмоциональность, терпеливость, научить взаимодействовать, снизить тревожность, агрессию и еще много чего, на что, как написано в книгах по детской психологии, оказывает влияние игра.
Тогда взрослые, предлагая поиграть, часто склонны «идти» не за ребёнком, а преследуют свою цель — воспитательную или психологическую. Тогда можно сказать, что играть хотят родители, а не дети, которым то, что предлагают взрослые, не всегда интересно или полезно.
Игра — это спонтанный и творческий процесс. Маленький ребёнок имеет хороший контакт с природой, он интуитивно выбирает то, что будет «работать» на развитие в нем качеств общения, фантазии, речи, идентичности и так далее. Поэтому самые полезные игры для него это те, которые он выбирает самостоятельно. В таких случаях взрослым лучше отказаться от своих ожиданий и довериться детскому желанию играть и изучать мир. Часто рассматривание травинок, игры с бумажками или туннель из мелких камешков способствуют большему развитию интеллекта, нежели игровые занятия по специальным методикам в обучающем центре.
Вредные привычки взрослых «играть»
Бывает так, когда родители любят играть в «щекотки» или внезапные нападения на ребёнка из-за стены или двери, с шуточной целью напугать его. Такие игры могут быть вредными. С психологической точки зрения они олицетворяют собой грубое нарушение личного пространства ребёнка, особенно это может быть нежелательным, когда дети действительно сильно пугаются или «заходятся» в истерическом смехе, а то и плаче, после дружеского, но беспощадного щекотания. Неоспоримый вред для психики приносит то, что когда ребёнок просит отпустить его и перестать «так играть», а взрослый продолжает забавляться. Стоит отказаться от привычки играть в такие игры поздним вечером — дети чрезмерно возбуждаются, у них могут быть проблемы со сном.
Родителям стоит отказаться от подобных игр. Ребёнку полезно понимать, даже через игры, что он — отдельная личность, с которой нельзя обращаться не бережно или невнимательно, тем более причинять неудобство или боль.
Если ребёнок не хочет играть
«Давай поиграем в…» говорят родители, и, если дети отказываются, то принуждение не принесет пользу психике и развитию. Инициатива, творчество, неукротимое желание действовать — прыгать, бегать, ползать, «летать» — главные показатели игры, которая точно будет полезна ребёнку.
Почему дети отказываются играть? Может быть, они устали, перегружены информацией, переутомлены или получили стресс? Ответов на этот вопрос может быть много. Взрослым, чтобы не навредить, следует прислушиваться к тому, что происходит с ребёнком и больше доверять его интуитивной, природной части личности.
Компьютерные игры для детей
Вредными для здоровья являются привычки проводить все свободное время за компьютерными играми. Опасность заключается в подмене реального мира виртуальным. «Подсесть» на такого рода досуг могут дети любого возраста — и дошкольники и подростки. Чтобы этого не случилось, родители с малых лет ребёнка должны проявлять к нему столько заботы и внимания, чтобы у него не появилась необходимость «бежать» за ними к сверстникам, в свои фантазии или компьютерные игры.
В настоящее время совсем изолировать ребёнка от компьютера практически невозможно, и не стоит этого делать. Современное обучение и жизнь предполагают общение в социальных сетях, выполнение письменных работ, поиск актуальной информации в интернете. Психологи советуют, чтобы минимизировать вред влияния компьютера на детей, ставить границы пользования им. Так, ребёнку дошкольного возраста не стоит «сидеть» за ним больше часа в день. Школьникам и подросткам — более двух часов в день.
Игры, опасные для жизни ребёнка
Уберечь ребёнка от опасностей окружающего мира можно, если развить в нем здоровые привычки — как играть, в том числе. Всем известно, что опасно брать спички и что-то строить или делать из них. Острые предметы не должны находиться в зоне досягаемости маленьких детей. Игры возле проезжей части или вблизи открытого окна также могут нанести непоправимый вред жизни и здоровью.
Ребёнок растет, развивается, проявляет активность. Пытаться уберечь его от всего опасного невозможно, а если пытаться все предугадать, то можно «задушить» гиперопекой. Лучшая профилактика игровых травм — это говорить с ребёнком о том, что может случиться, если он будет пренебрегать правилами безопасности и своим здоровьем. Кроме того, родители должны сами показывать пример, как во время какой-либо деятельности можно быть осторожным и заботиться о себе. А это возможно, когда они сами уважают в себе личность и ценят свои способности.