Отношение к школьным урокам музыки никогда не была серьезным. Скорее, они всегда воспринимались как пауза длиной в 45 минут перед действительно важным и ответственным предметом, вроде алгебры или русского языка. В памяти многих уроки музыки связаны с хоровым пением не самых популярных среди подростков и молодежи песен или скучными рассказами о композиторах прошлых веков. Но задача настоящего музыкального образование — привить детям интерес к музыке и качественный эстетический вкус.
Проблема уроков музыки в школе
К сожалению, не все родители осознают важность воспитания эстетического вкуса у ребёнка. Поэтому дети и подростки не всегда способны оценить красоту классической музыки, часто скучают на музыкальных занятиях и даже смеются над «непонятными» ариями из опер или инструментальными фрагментами. Обстановка во время уроков музыки также часто далека от идеала — ученики ведут себя шумно и занимаются своими делами.
Взрослые чаще всего не помнят, как проходили уроки музыки, или помнят исполнение песен под аккомпанемент фортепиано или прослушивание записи на виниловой пластинке или компакт-диске. Репертуар популярных исполнителей был большой редкостью. Только учитель, старающийся быть «на одной волне» с учениками, мог разнообразить его песнями, популярными среди подростков, или преподнести материал в необычной форме.
Современные дети и подростки отличаются от предыдущих поколений другим восприятием информации. Поэтому задача учителя музыки — приложить некоторые усилия, чтобы сделать предмет действительно интересным. Сухое изложение фактов о жизни композитора или исполнителя вряд ли будет представлять интерес. Но даже учитель со стажем и с привычкой работать по определенной схеме в течение многих лет может научиться новым способам подачи информации.
Чем можно заинтересовать детей на уроках музыки?
Не каждый школьник способен аргументированно ответить на вопрос, что заставляет его посещать тот или иной кружок или секцию. Эта ситуация применима к урокам в музыкальной школе. Ребёнок может иметь крайне отдаленное представление о том, для чего он посещает ее, кроме того, что так считают нужным родители. Тем временем занятия в музыкальной школе могут и не вызывать особого интереса у ребёнка. В отличие от обычной школы здесь необходимо разучивать гаммы и писать музыкальные диктанты.
Музыкальные занятия окружают ребёнка с самого раннего детства. Уже в детском саду малыши охотно двигаются под музыку и разучивают песни. Некоторые получают первое знакомство с классической музыкой в собственной семье. Но на занятиях в школе часто используется устаревшая схема и репертуар, не представляющий интереса для подростков.
Один из способов заинтересовать современного школьника музыкальными занятиями — изучить репертуар современных молодежных групп и исполнителей. Многие педагоги считают, что только классическая музыка имеет право на существование, но в 20 и 21 веке многое изменилось. В жизнь людей прочно вошли джаз, рок и рэп. Создание композиций в этих жанрах требует не меньшего таланта и навыков композиции, чем академическая музыка.
Практические наблюдения показывают, что к настоящему пониманию классической музыки человек приходит не сразу. Но это не означает, что дошкольникам и школьникам не нужно прививать интерес к ней. На музыкальных занятиях необходимо знакомство не только с классическими музыкальными произведениями, но и с интересными фактами из жизни композиторов или визуальным рядом. Существует ряд популярных классических произведений, которые легко узнают даже люди без специального музыкального образования. Например, «Турецкий марш» Моцарта, «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» Чайковского или Пятая симфония Бетховена.
Изучение образцов одного лишь академического искусства не способствует развитию интереса к музыке. Педагогу, стремящемуся завоевать интерес класса, необходимо проявить внимание к тому, что предпочитают слушать сегодняшние школьники. Их интересы не всегда ограничиваются только рэпом — многие с удовольствием слушают песни рок-исполнителей или представителей авторской песни.
Что может сделать учитель для развития интереса к урокам музыки?
Как и другие педагоги, преподаватель музыки находится под властью обязательной программы. Чаще всего программы были утверждены довольно давно, и места для интересов школьников они не учитывают. Это относится и к школьной программе по музыке, и к занятиям в музыкальной школе. Интерес к школьным музыкальным занятиям зависит, прежде всего, от личности педагога.
Так же, как и программа по литературе, музыкальные занятия требуют изменения подхода к ученикам. Некоторые современные педагоги с удивлением обнаруживают в плейлистах учеников песни и композиции, которые с удовольствием слушали они сами. Основная проблема «программных» музыкальных произведений заключается в их слишком частом использовании. Поэтому даже самые проникновенные песни могут не найти отклик в сердцах школьников и перестать быть интересными спустя несколько десятилетий.
Поскольку музыка считается чаще развлекательным предметом, то увлечь класс можно при помощи тех произведений, которые интересны современным школьникам. Им необходимо получать представления не только о классической музыке и разучивать песни не только из школьной программы, но и современный репертуар. Подросткам было бы интересно научиться различать музыкальные жанры и знакомиться с их лучшими образцами.
В репертуар, выбираемый сегодня педагогами входят песни из мультфильмов, некоторые лирические песни прошлых лет, песни о Великой Отечественной Войне и некоторые хиты участников музыкальных телевизионных шоу. Многие из них знает и любит не одно поколение школьников. Но урок музыки не должен ограничиваться только хоровым пением. Школьникам было бы интересно познакомиться со звучанием музыкальных инструментов или интересными фактами из биографий композиторов. Одним из лучших решений может стать качественно подобранный видеоряд, в котором используется музыкальный фрагмент.
Задача музыкального педагога — не просто сухая подача фактов и прослушивание музыкальных фрагментов, но и активное вовлечение учеников. Это необходимо для поддержания дисциплины на занятиях и развития интереса к занятиям. Они должны сочетать в себе развлекательную и воспитательную функции.