В дошкольном образовательном учреждении, или ДОУ карта развития ребёнка — часть пакета документов, которые заводят на каждого малыша. Она необходима для мониторинга и контроля важных параметров: психофизических данных, уровня развития, способности к освоению программы детского сада и др. Статистика данных в начале и конце года позволяет сравнить результаты и сделать анализ того, насколько успешно прошло обучение малышей в детском саду. Подробнее о карте развития ребёнка читайте в нашей статье.
Что такое карта развития ребёнка
ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) занимается воспитанием и развитием детей. А для того, чтобы наблюдать итоги — как промежуточные, так и финальные — необходимо заносить информацию в специальные бланки. В ДОУ они называются индивидуальными картами развития ребёнка.
Как следует из названия, документ содержит сведения о том, как протекает развитие ребёнка (физическое, психологическое и личностное). На основе этих показателей педагоги составляют индивидуальную образовательную программу в соответствии со способностями и возрастом конкретного дошкольника. В частности, динамика развития фиксируется в период до трёх лет и с трёх до семи лет.
В ДОУ делают акцент на пяти основных направлениях (областях), в рамках которых детей обучают и готовят для будущего поступления в школу:
- познавательная деятельность;
- социально-коммуникативное направление;
- творческая деятельность;
- речевое развитие;
- физическое направление.
Именно по этим пяти областям педагоги наблюдают за успехами или отставаниями каждого подопечного детского сада. С помощью разработанных методических рекомендаций воспитатели фиксируют результаты мониторинга, отмечая умения и навыки детей. Таким образом, карты развития выступают удобным инструментом, посредством которого отслеживают соответствие уровня дошкольников ФГОС ДО (Федеральному государственному стандарту дошкольного образования).
Что должно быть в карте развития ребёнка
Педагог в детском саду не просто наблюдает и собирает сведения, но и даёт оценку, делает анализ полученного материала — для этого в бланке имеются нужные пункты.
Как говорилось выше, дети в детском саду обучаются по пяти направлениям. Каждое из этих направлений в карте выделено отдельно; у них есть своя кодировка, за счёт которой заполнение выходит быстрым и информативным.
Особенно важен для педагога и малыша период, когда ребёнок начинает проявлять какие-то навыки и умения. Этот этап называют периодом устойчивого начала, и он обязательно фиксируется в карте.
В конце каждого возрастного периода педагог подводит итоги и делает краткий анализ. При необходимости воспитатель может поговорить с родителями, чтобы обратить их внимание на конкретные особенности малыша.
Когда подходит к концу время пребывания дошкольника в детском саду, индивидуальную карту развития ребёнка отдают родителям.
В целом карты развития выступают своего рода аналогом конспектирования, когда требуется внести сведения о ребёнке в максимально сжатой форме. На основе имеющейся информации педагоги и родители понимают, что лучше всего удаётся ребёнку и в каком направлении его развивать.
Использованы фотоматериалы Unsplash