3 ноября 1887 года родился человек, стихотворения которого знали наизусть миллионы детей, потому что росли на них, с ними учили буквы и слова. Речь идет о Самуиле Яковлевиче Маршаке, замечательном, талантливом человеке, поэте и писателе.
«Ежели вы вежливы», «Дом, который построил Джек» и, конечно, «Веселая азбука», с которой начиналось знакомство с буквами у многих ребятишек. Простые, веселые и выразительные строчки помогали запомнить образы букв, чтобы потом научиться их сначала рисовать, а потом и писать.
Вот о письме, навыках чистописания и хорошем почерке MedAboutMe и предлагает сегодня поговорить.
«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали»
Полвека назад каждому первоклашке были знакомы эти строчки, под которые на уроках письма ученики делали упражнения для кистей рук, позволявшие снять напряжение и усталость после старательного выведения кружочков, палочек, петелек и завитушек в тетрадке.
Сегодня в некоторых странах уроки письма отменяют совсем или сокращают до факультативных занятий. Значительную часть домашних заданий можно (а то и нужно!) сдавать в набранном на компьютере и распечатанном виде.
Рукописный текст становится редкостью, и создается впечатление, что навыки письма пора отнести к безнадежно устаревшим и более не нужным для современного человека.
Писали-писали годами и десятилетиями, и все, хватит. Пальчики устали. Набрать на клавиатуре, даже без навыков слепого набора, одним-двумя пальцами, легче, проще, удобнее. Долой прописи с палочками и крючочками.
И уж точно не следует мучить ребёнка буквами, пока он не пойдет в школу. Успеет еще.
Все правильно? Или закралась все-таки в эти умозаключения ошибка?
Навыки письма и развитие ребёнка: все взаимосвязано
Компьютеры и гаджеты, разумеется, существенно облегчают жизнь. Но облегчение не всегда идет на пользу. И, как до сих пор уверены многие педагоги «старой школы», развитие навыков чистописания весьма сильно влияет на общее развитие ребёнка.
По мнению психологов, хороший, разборчивый почерк прямо связан с грамотностью, а навыки письма и чтения определяют успешность ребёнка в обучении и его психическое развитие. Обоснование тезиса о том, что ведущими в любой сознательной деятельности человека являются именно навыки письма и чтения, можно найти в трудах А. Р. Лурье, Б. Г. Ананьева, А. А. Люблинской и т. д.
Педагоги ХХ века не зря отдавали много времени разработкам методов обучения письму, начиная от упрощения шрифта и заканчивая гигиеническими навыками.
Сомневаться в связи каллиграфии и грамотности не приходится: она очевидна для каждого педагога. Например, каллиграфические навыки оказывают заметное влияние на грамотность в следующих случаях:
- Чем крупнее почерк, тем хуже будет обстоять дело у ребёнка с орфографией, так как сложнее становится охватить взглядом все слово целиком и вычленить отдельные орфограммы.
- Неразборчивое письмо приводит к искажению структуры слов и увеличению количества ошибок. Неряшливость и нечеткость особенно сильно проявляются при увеличении скорости письма, особенно на этапах, когда еще не сформировался автоматизм при письме. Соответственно, чем быстрее ученик старается писать, тем больше он допустит ошибок. Мозг просто не успевает за руками, не успевает следить одновременно за каллиграфией и орфографией.
Поэтому чем лучше развиты навыки каллиграфии, тем меньше усилий требуется для письма без орфографических ошибок.
На протяжении 15 лет в Санкт-Петербурге работала школа каллиграфии, в которой обучались дети с нарушениями умственного развития. Ученики писали не шариковыми, а перьевыми ручками, и каждый урок по любому предмету начинался с 15-минутной каллиграфической разминки. К 8 классу уже было явно заметно, что метод работает: анализ письменных работ учеников показал отличные результаты. Письменная речь детей с отклонениями в развитии была на редкость четкой и красивой, они также отлично проявляли себя в точных науках, поэзии и искусстве. Некоторым ребятам сняли инвалидность, многие успешно поступили в вузы и закончили их.
Письмо, развивающее моторику рук, помогает развивать еще и способность к концентрации внимания, усидчивость и, как это ни странно, склонность к точным наукам. По мнению китайского исследователя Юань Пу, занятия каллиграфией помогают развитию памяти и лучшему усвоению новой информации.
Так что же, стоит начинать обучение ребёнка письму с самого раннего возраста?
Всему свое время: возраст ребёнка имеет значение
Некоторые родители с упоением начинают учить малышей всему чуть ли не с пеленок. Разнообразные школы раннего развития гостеприимно распахивают свои двери, чтобы с настойчивостью вталкивать в детские головы всевозможные науки: от письма и чтения до иностранных языков и математики.
Есть у этого направления свои сторонники и противники.
Многие психологи убеждены: в слишком раннем обучении чтению и письму нет ничего хорошего. И дело в чистой физиологии: те отделы мозга, которые отвечают за эти процессы, созревают позднее, как раз к началу школьного обучения. И поэтому учить трехлетку читать и красиво писать — все равно, что ставить новорожденного на ножки и заставлять ходить. Организм не готов. Поэтому правильнее дождаться пока созреет неокортекс — структура мозга, отвечающая за абстрактное мышление, чтение, счет и письмо. А происходит это годам к пяти, и вот с этого времени можно начинать учить ребёнка буквам, сначала печатным.
К более сложным действиям, необходимым для формирования навыка письма, мозг созреет еще позже, годам к семи. Ребёнку будет легче преобразовывать фонемы в символы, которые затем изображать в виде прописных букв.
Одновременно управляться с такими трудными задачами, как правильное написание букв, соблюдение правил орфографии и пунктуации дети научатся еще позднее: к 11-12 годам. И только после этого ученик будет в состоянии самостоятельно изменять почерк, не теряя при этом грамотности и не увеличивая количества ошибок в рукописном тексте.
Я не психолог и не педагог, и могу ошибаться. Но утверждение, что обучение ребёнка письму и чтению до 5 лет вредно и недопустимо, мне кажется сомнительным.
Я, например, научилась читать сама собой, присутствуя при занятиях старшей сестры-школьницы. В 3 года 8 месяцев прочитала первое слово «Молоко» на банке сгущенки. И тут же спросила маму, почему неправильно написано: мОлОко, ведь говорим-то мы мАлАко?
На первом слове я не остановилась и к первому классу прочитала все книги из обширной домашней библиотеки, до которых смогла дотянуться. Включая все словари. В первом классе на уроках внеклассного чтения наизусть рассказывала одноклассникам «Трех мушкетеров» и всего Майн Рида. И у нас в классе почти все были такими, рано начавшими читать. Значит, все-таки были готовы?
И писали почти все красиво и правильно. Очень хорошо помню, как удивлялась наша учительница Мария Яковлевна, когда кто-то из класса допускал ошибку. Только один мальчик из класса испытывал трудности с чтением и письмом, но для остальных управляться с ручкой и орфографией одновременно труда не представляло. Не могли же мы все быть исключением?
Потом я выросла, вышла замуж и родила сына. И он начал читать еще раньше меня, в 3 года и 4 месяца. К первому классу умел аккуратно писать, и до сих пор на его тетради с конспектами можно любоваться, такой у него ровный, красивый и аккуратный почерк. Честное слово, я ничего для этого не делала! Не заставляла его учить буквы, сидеть над прописями. Он все делал сам. Значит, и его мозг был к этому готов? Или мне нужно было отнимать у него книжки и ручки, запрещать читать и выписывать каллиграфические буквы?
А вот дочка совсем другая, и, глядя на нее, я могу легче согласиться с утверждениями психологов о неготовности к письму и чтению. Уже второй класс (она поздний ребёнок), читать не любит, пишет «как курица лапой», с жуткими ошибками. С ней-то я как раз пыталась заниматься, но это было совершенно бесполезно.
Думаю, что вдумчивый родитель будет, в первую очередь, ориентироваться на потребности своего ребёнка. Не подгонять, но и не тормозить в развитии.
Советы родителям
- Подготовить малыша к урокам письма можно и нужно. Для этого не обязательно зазубривать буквы или пытаться научить кроху неловкими ручками выписывать крючочки и петельки. Достаточно предлагать ему задания по штриховке в различных направлениях, по обведению контуров рисунка, дорисовыванию симметричной части узора и так далее. Важно даже то, насколько правильно ребёнок научится управляться со столовыми приборами. Умение держать ложку и вилку тремя пальцами впоследствии поможет ему легче научиться правильно держать ручку или карандаш.
- Преподаватели не рекомендуют родителям самостоятельно учить детей писать, так как могут быть сформированы неправильные навыки письма, от которых потом будет очень трудно избавиться. Переучиваться, как известно, всегда сложнее.
- Не следует настоятельно требовать от первоклассника идеального почерка при одновременном отсутствии ошибок. Это сложная задача, которая ребёнку может быть не по силам. Давление может отвратить малыша от занятий и привить ему стойкое отвращение ко всему, что связано с письмом и чтением.
- Исправлением почерка стоит заниматься на каникулах. Можно попытаться заинтересовать ребёнка искусством каллиграфии, приняв во внимание его интересы и увлечения. Например, романтическим девочкам можно предложить попрактиковаться в написании изящных вензелей и монограмм с завитушками и декоративными элементами. Или показать образцы готических шрифтов, предложив сочинить собственную подпись в этом стиле.
Имейте в виду: склонность к каллиграфии или неразборчивому письму передается генетически. Поэтому, если вы сами не можете похвастаться красивым почерком, не следует ругать за каракули сына или дочку: гены, как говорится, пальцем не заткнешь.
Чтение и письмо — относительно новые навыки, полученные человеком в процессе эволюции. За эти процессы отвечают такие же относительно новые структуры мозга. Те же, которые отвечают и за высшую нервную деятельность и абстрактное мышление.
Наши исследования показали: способность детей разборчиво писать прямо влияет на их способность читать и усваивать информацию. То есть тренировки на скорость и точность написания букв в дошкольном возрасте гораздо больше помогут в дальнейшем хорошо читать, чем умение соотносить звук с буквой.
Набор текста на клавиатуре такого эффекта не оказывает, потому что написание букв и нажатие клавиш задействуют разные участки мозга.
Как отразится на будущем человечества постепенный отказ от письма в пользу набора — пока не ясно. Но опыт, накопленный предыдущими поколениями, свидетельствует: от навыков ручного письма отказываться пока не стоит. По крайней мере, пока не будет найдена полноценная замена тем движениям руки, которые во время письма так эффективно и положительно воздействуют на мозг.
Из-за отказа от письма нынешние дети утрачивают множество полезных моторных навыков. У тех, кто плохо и неохотно пишет, возникают самые разные трудности в быту: они с трудом открывают ланч-боксы с завтраком, не умеют застегивать одежду на пуговицы, не говоря уже о завязывании шнурков. У некоторых возникают даже трудности с открыванием дверей: попасть ключом в замочную скважину становится почти непосильной задачей.
Дети, не умеющие писать рукой, гораздо хуже формулируют свои мысли. Им сложно связно и последовательно излагать их, и по содержанию сочинения/эссе я даже на слух могу определить, кто из авторов умеет пользоваться ручкой, а кто способен управляться только с клавиатурой. Пишушие дети обладают лучшей памятью, лучше управляют вниманием, более усидчивы и целеустремленны.