Новая коронавирусная инфекция, без сомнения, стала проблемой мирового значения. Медицинские работники на передовой сражаются с невидимым невооруженному глазу врагом. Жители многих стран старательно придерживаются режима самоизоляции во благо всеобщего здоровья. В то же время другие вирусы и бактерии никуда не исчезли и продолжат распространяться, как только жизнь вернется в прежнее русло. И коклюш – не исключение, а ведь он опаснее для детей, чем новый вирус SARS-CoV-2.
MedAboutMe разобрался, почему традиционно детская, управляемая с помощью вакцинации инфекция коклюш вышла из-под контроля современной медицины.
COVID-19 или коклюш – что опаснее для детей?
Коронавирус SARS-CoV-2, вызывающий COVID-19 или тяжелое легочное заболевание, пока еще не изучен до конца. Понимание болезни остается неполным, но информации прибавляется с каждым днем.
Существующие цифры статистики и накопленный опыт говорят о том, что заболеть COVID-19 можно в любом возрасте, но наиболее подвержены инфекции люди среднего возраста и пожилые.
У детей клинические симптомы развиваются реже, а болезнь протекает преимущественно легко и чаще заканчивается полным выздоровлением.
В большом отчете из Китая только 2% заболевших были моложе 20 лет.
В новых исследованиях указывается, что дети заражаются так же часто, как взрослые. Но они, по крайней мере, на сегодняшний день менее восприимчивы к новому коронавирусу, чем взрослые. А что с коклюшем?
Bordetella pertussis – хорошо изученная и давно знакомая бактерия, вызывающая коклюш.
Это традиционно «детская» инфекция, которая чаще всего встречается в возрасте от 1 года до 7 лет.
Функциональная незрелость слизистых оболочек дыхательных путей у маленьких детей делает их более восприимчивыми к этой инфекции. При этом заболевание протекает особенно тяжело у малышей первых двух лет жизни.
Спазматический кашель, который может сохраняться от 2 до 8 и более недель, особенно мучителен и опасен. Приступ состоит из нескольких сильных кашлевых толчков, которые прерываются судорожными вдохами – репризами.
Для младенцев характерно отсутствие таких реприз. Вместо них происходит временная остановка дыхания и развивается судорожный припадок.
Количество приступов в сутки может варьировать от 10-15 при легком течении болезни до 40-50 при тяжелом.
Основные осложнения коклюша связаны со спазмом бронхов в момент приступа кашля. Со стороны легких возможно развитие ателектазов, пневмоторакса и эмфиземы.
Из-за недостатка кислорода страдает головной мозг – развивается энцефалопатия.
Коклюш выходит из-под контроля – кто теперь болеет чаще?
Коклюш считается инфекцией, управляемой с помощью массовой вакцинации. Действительно, иммунизация, внедренная в практику по всеми миру в середине ХХ века, позволила значительно снизить заболеваемость среди детей.
В России в 2000-х годах коклюш стали относить к спорадическим заболеваниям с частотой заболеваемости всего 3,0-5,0 на 100 тысяч населения.
Все это благодаря ежегодной вакцинации 95-97% всех детей.
Однако уже с 2010 года картина стала меняться, и цифры статистики говорят о медленном, но неуклонном увеличении заболеваемости коклюшем. При этом среди выявленных случаев болезни отмечается рост ранее привитых детей дошкольного и школьного возраста.
Оказалось, что увеличение охвата вакцинацией привело к перераспределению числа заболевших детей в разных возрастных категориях:
- большинство заболевших в возрасте от 7 до 14 лет из-за увеличения восприимчивости к инфекции вследствие истощения приобретенного иммунитета;
- на втором месте дети до 1 года, которые не привиты или не закончили курс вакцинации;
- в возрастных группах 1-2 года и 3-6 лет показатели минимальны благодаря наличию сформированного иммунитета.
Вакцины против коклюша – какие бывают?
Вакцинация против коклюша в мире проводится двумя типами вакцин: цельноклеточный и бесклеточной.
Цельноклеточная коклюшная вакцина, несмотря на хороший иммунный ответ и сохранение напряженности иммунитета на протяжении от 4 до 14 лет, имеет ряд недостатков. В частности, она более реактогенна.
Это означает более частое развитие поствакцинальных реакций в виде повышения температуры тела, а также припухлости и покраснения в месте инъекции.
Бесклеточная коклюшная вакцина менее токсична и реже вызывает поствакцинальные реакции. Однако напряженность иммунитета после ее применения, по данным литературы, сохраняется на несколько лет меньше – от 3 до 10 лет.
Коклюш выходит из-под контроля – что делать?
Согласно национальному календарю профилактических прививок в России вакцинация против коклюша проводится в несколько этапов.
Первую, вторую и третью прививки выполняют, как правило, цельноклеточной вакциной с интервалом в 4-6 недель, а ревакцинацию проводят через год.
В последующем ревакцинация уже не входит в официальный график, но может быть проведена по желанию бесклеточной вакциной.
Около 30 стран зоны Европейского союза, а также США ввели в свой Национальный календарь ревакцинацию против коклюша в возрасте 6-7 лет и более позднем возрасте. Они преследуют цель «перекрыть» опасный период, когда вновь нарастает восприимчивость к инфекции.
Своим опытом поделилась Швеция, где ревакцинация бесклеточной вакциной давно стала обязательной.
Там в 2005 году была начата повторная вакцинация детей, родившихся после 1995 года. А в 2006 году было решено, что дети, рожденные после 2002 года, будут получать 4-ю дозу вакцины в 5-7 лет и 5-ю дозу – в 14-16 лет.
В дальнейшем было проведено сравнение заболеваемости коклюшем среди детей в период до внедрения ревакцинации и в период после внедрения ревакцинации. Как оказалось, уровень заболеваемости дошкольников и школьников снизился с более чем 1000 случаев на 100 тысяч населения до 100 и далее всего лишь 20 случаев на 100 тысяч населения.
Если сравнивать эти показатели с Россией, то в нашей стране у детей данного возраста заболеваемость коклюшем выше в 5-7 раз.
Вывод напрашивается сам собой. Для того, чтобы добиться контролем над коклюшем, ревакцинация дошкольников и школьников крайне необходима. Иначе опасная инфекция опять вырвется из-под контроля и начнет поражать детей.