Мы можем с ностальгией вспоминать времена, когда в некоторых семьях отсутствовал не только компьютер, но и телевизор, и дети проводили много времени на улице, играя в прятки и футбол. Не останавливаясь на достоинствах интернета, попробуем разобраться в крайней ситуации, когда ребёнок переходит грань разумного и «с головой» погружается в иллюзорный мир. Что делать, если ребёнок или подросток уже не контролирует себя, и жертвует не только досугом, но и школьными и домашними делами ради компьютерного времени – узнаем, послушав мнение профессионалов.
Высокая ценность живого общения
Компьютер как способ проведения досуга не должен стать единственным и неповторимым. Пока ребёнок не разучился приставать к маме с папой с вопросом «А почему?» и просьбой «Поиграй со мной», надо с ним играть и общаться. Когда к нему приходят гости – учить играть в живые игры. Хорошо установить в доме правило: когда вы собираетесь вместе, никаких отлучений «в контакт» или «проверить цветы на ферме» быть не должно. Только экстренные звонки. Должен выстраиваться приоритет в пользу реального общения и дружбы. Может быть, сначала детям будет даже скучно. Но через какое-то время ребёнок поймет, что никакое виртуальное общение не заменит приятные моменты истинной дружбы, а тем более – семейных ценностей.
Учимся обсуждать актуальные вопросы
Дети постарше много времени проводят в социальных сетях, где не только общаются, но и смотрят различного рода видеоклипы, в том числе отнюдь не безобидные «видюшки» про издевательства над кем-то, или шовинистические идеи и прочее. Чтобы, с одной стороны, приучить ребёнка анализировать поступающую информацию, сделать собственные выводы и, с другой – запомнить ее, следует не бояться обсуждать с ребёнком громкие дела, национальные конфликты, а также вопрос личной ответственности за поведение твоей компании, рекомендует педагог Ирина Лукьянова.
Это гнетущее слово «зависимость»
Можно слышать мнение о том, что интернет для подростка является площадкой для отработки навыков общения. Говорить о зависимости можно, когда без этой «площадки» человек чувствует пустоту, он мрачен и депрессивен, а получив доступ к заветной сети – счастлив до эйфории.
Многочисленные исследования утверждают, что чем лучше у ребёнка отношения с родителями и сверстниками, тем уровень компьютерной зависимости будет ниже. В тоже время, стоит учитывать тот факт, что к формированию зависимости более склонны агрессивные дети, тревожные, социально неуспешные, пережившие тяжелый стресс. В данном случае не поможет простое ограничение компьютерного времени и может потребоваться помощь квалифицированного специалиста: психолога или психотерапевта.
Комментарии экспертов
Усик Мария Андреевна, психолог психологического центра «Индивидуализация», г. Санкт-Петербург
Начну с того, что любое зависимое поведение имеет в своем корне дисбаланс в детско-родительских отношениях. Это может привести к любой форме патологической привязанности: например, к зависимости от еды или острых ощущений. Тяга к компьютеру сравнительно «молодая» и наиболее актуальна в детском и подростковом возрасте. Сюда можно отнести влечение к социальным сетям и компьютерным играм.
Известно, что поддержка, эмоциональная теплота и принятие родителями, особенно в раннем возрасте, – это важный внутренний ресурс, который дает нам силы справляться со стрессами и легче переживать трудные жизненные ситуации. Ребёнок, предрасположенный к ведомому поведению, столкнувшись с чувством незащищенности, с разного рода трудностями (которых в период становления личности немало), решает уйти в виртуальное пространство. Отчужденность родителей, их вечная занятость и отсутствие поддержки осложняют ситуацию.
Маленький ребёнок, который открывает мир планшетов, смартфонов и компьютеров, попадает просто в сказку наяву. Он может управлять этим виртуальным миром нажатием кнопки, выбирать любые мультики, переключаться от одной игры к другой. Это завораживает и затягивает. Появляется иллюзия вседозволенности и абсолютного превосходства: можно все сделать, победить и совершить. И, конечно, этот волшебный мир всегда будет тихой гаванью в мире сложностей при отсутствии альтернатив.
Что могут сделать родители, заметив, что ребёнок много времени проводит в планшете или смартфоне?
Во-первых, отдавать себе отчёт в том, что ребёнок не может и не должен сам контролировать время взаимодействия с гаджетами и компьютером, необходимо четко нормировать это время. Во-вторых, не предлагать ребёнку планшет при любой ситуации, когда его нужно занять. Время в долгой дороге или очереди можно использовать для вербальных игр, рассказывания историй или просто для возможности ребёнку научиться занимать себя самостоятельно. Пересмотрите ваши отношения с уже подросшим ребёнком. Несмотря на то, что в подростковом возрасте дети закрываются и отдаляются от родителей, им всё равно важны их поддержка и понимание.
Артем Толоконин, психолог-психотерапевт, кандидат медицинских наук, создатель Центра Семейной Психологии и Психотерапии
Давайте сначала определимся, а есть ли действительно зависимость? Не стоит расценивать как патологию ситуацию, когда ребёнок просто проводит много времени за компьютером. Надо понимать, что зависимость – это качественно другое состояние, нежели просто увлечение. Я бы выделил 3 основных стадии так называемой «компьютерной зависимости»:
Первая стадия – легкая. Это по сути даже не зависимость. Просто ребёнок заменяет компьютером какой-то утраченный интерес. Например, он занимался каратэ, а секция закрылась, – время освободилось, и он заменяет его сидением за компьютером. Эта проблема легко решается, если предложить ребёнку альтернативу в виде другой секции или другого вида деятельности.
Вторая стадия. Уже более серьезная. Это когда ради компьютера ребёнок бросает значимые для себя виды деятельности – его больше не интересуют книги, кино, спорт, общение с друзьями. Все внимание отдается компьютеру. Основных причин того может быть две: проблемы в отношениях со сверстниками и/или учителями или конфликт дома – отсутствие родительского внимания, непонимание, нехватка любви.
Действия родителей должны быть такими:
- Необходимо выяснить, нет ли у ребёнка проблем в школе. Можно поговорить с ним на эту тему. Если он противится разговору и не хочет ничего рассказывать, значит, есть смысл наведаться в школу, чтобы попытаться пообщаться с учителями – они обычно хорошо осведомлены о школьной жизни детей.
- Одновременно с этим следует ввести регламент на «общение» ребёнка с компьютером. Не запрещать, а именно регламентировать его использование. Ребёнок в силу возраста продолжает оставаться под большим влиянием родителей, поэтому, как правило, учитывает и принимает их условия. Составьте расписание, при котором на компьютерные игры будет выделяться один час в день при соблюдении ребёнком определенных условий – например, выполненного домашнего задания, уборки и т. д. Если задание не выполнено, доступ к компьютеру ограничивается. Не исключено, что поначалу ребёнок будет сопротивляться этому, однако со временем он будет вынужден принять правила. Начав их соблюдать и получая в качестве вознаграждения желаемое, его картина мира постепенно придет в норму, и вопрос отпадет сам собой.
Третья стадия – тяжелая. Тут уже возникают проблемы на уровне социально значимых институтов. То есть когда ребёнок, например, сбегает с уроков, чтобы побыть наедине с виртуальной реальностью или даже открыто отказывается ходить в школу. В этом случае перечисленные меры преодоления зависимости могут не помочь, и ребёнка нужно показать профессиональному психологу.
В целом хочется посоветовать родителям еще одно. Даже если ваш ребёнок действительно страдает компьютерной зависимостью, он все равно должен оставаться любимым. Недопустимо лишать его внимания, заботы и любви из-за зависимости – это только усугубит ситуацию. Именно ваши любовь и понимание помогут ему преодолеть болезнь (а зависимость – это именно болезнь). Помните об этом.
Илья Скворцов, руководитель программ дополнительного обучения Института Практической Психологии и Психоанализа, детский психотерапевт
Компьютеры это часть нашей жизни, отказаться от нее в условиях современной городской жизни практически невозможно, да, наверное, и не надо. Вопрос в том, как действовать родителям, чтобы их дети не просиживали целыми днями перед мониторами, забывая про уроки, друзей, нормальное питание и т. д.
Хочется сказать сразу, что универсального 100% эффективного способа, который бы сработал на «раз-два», просто не существует. Но можно дать некоторые рекомендации, которые могут значительно снизить вероятность развития компьютерной зависимости у детей и подростков.
Почему компьютер так притягателен?
Тут, на мой взгляд, есть четыре причины:
Во-первых, наш мозг устроен таким образом, что появление новой информации вызывает у нас интерес – это так называемая ориентировочная реакция, которая сопровождается выбросом дофамина, который в мозге играет важную роль в процессе «вознаграждения», вызывая чувство удовольствия. Но данная реакция быстро затухает, поэтому для поддержания достаточного уровня «удовольствия» необходимо просматривать много нового контента. Обратите внимание, что сейчас в интернете люди больше всего любят смотреть забавные картинки. Не только подростки, но и многие взрослые часами пролистывают развлекательные порталы, где ежеминутно появляется что-то новое.
Во-вторых, поведение ребёнка – это во многом результат того, какое поведение взрослых он видит дома. Если сами родители, приходя с работы уставшие, «утыкаются» в телевизор или в компьютер, если в выходные родители так же не пытаются разнообразить свою собственную жизнь какими-то иными интересами, – то вряд ли можно ожидать от ребёнка иного поведения. Особенно это ярко выражено в тех случаях, когда ребёнку с малых лет дают играть в планшет, чтобы он отстал от родителей и дал отдохнуть.
В-третьих, одна из основных психологических задач подросткового возраста – это общение со сверстниками. Так заложено природой. Но реальное общение сопряжено с рисками, что ты не понравишься, что как-то не так оценят внешний вид или физические данные, что у тебя не тот телефон и т. д. Общение в интернете снижает эти риски, ведь можно представиться кем угодно, быть каким угодно «крутым» и очень сложно сразу человека подловить на такой лжи. Поэтому онлайн-общение затягивает своей простотой и безответственностью.
И еще об одном аспекте стоит сказать, это уход в виртуальную реальность, как компенсация психологических проблем. Если у ребёнка сложности в семье, если до него никому нет дела, если он не успешен в школе, если есть сложности в общении со сверстниками – он уходит в компьютерный мир, чтобы снизить уровень психологического дискомфорта.
Что можно сделать в этом случае
Если ребёнок уже целыми днями играет, несмотря на проблемы в школе, на отсутствие друзей, других интересов, то тут уже надо обращаться к специалисту-психологу. Это наиболее эффективный путь.
Когда не все так плохо
Часто компьютерная зависимость появляется от большого количества свободного времени, которое из-за занятости родителей никак не контролируется. Детям школьного возраста самим сложно самостоятельно себя организовывать, поэтому важно предлагать им альтернативы компьютеру в виде кружков, спортивных секций (сейчас есть много бесплатных вариантов), курсов. Там тоже есть и общение со сверстниками, а свободное время тратится с пользой.
Если ребёнок играет в планшет или компьютер (родителям тоже иногда нужен отдых и это нормально), то ограничивайте его по времени. Причем, если вы сказали, что играть можно 30 минут, то через 30 минут вы должны забрать гаджет. В противном случае ваше требование будет обесценено и в дальнейшем ребёнок будет делать так, как ему хочется, не обращая внимания на ваши правила.
Старайтесь узнавать, во что играет ваше чадо, и вообще, что делает за компьютером. Сейчас есть функции родительского контроля, которые исключают запрещенный контент.
И самое главное: старайтесь быть примером для своих детей. Хотите, чтобы ребёнок читал – читайте сами; хотите, чтобы ребёнку был интересен спорт – занимайтесь сами! И не забывайте вовлекать ребёнка в совместную деятельность.