На сегодняшний день методики занятий по раннему развитию детей можно найти как в любом коммерческом развивающем центре, так и в Интернете. Родители с усердием и упорством занимаются дома или водят на эти занятия своих малышей, порой не задумываясь о том, нужно ли такое развитие, не повлияет ли оно на здоровье детей, не отразится ли на формировании психики? Нередко дети после подобных занятий демонстрируют отрицательные эмоции, устраивают истерики и чаще обычного болеют. Так стоит ли развивать ребёнка с ранних лет или не торопиться? Какие занятия пойдут на пользу, а от каких стоит отказаться?
Раннее развитие детей: когда и зачем?
В последние несколько лет интерес родителей к методикам раннего развития детей сильно вырос, причем развитием карапуза папы-мамы хотят заниматься чуть ли не с пеленок. Родители считают, что таким образом малыш будет более развит и быстрее вольется в коллектив, сможет найти в дальнейшем свой путь в жизни. Со всех сторон на родителей наседают окружающие, рассказывая о своих походах на английский с малышом, на танцы, плавание и подготовку к школе, проходящие чуть ли не с двух-трех лет. Многие развивающие центры работают с детьми от 10-12 месяцев и ранее.
Сегодня раннее развитие детей насаждается чуть ли не с полугода, как только ребёнок сможет сидеть и хотя бы немного сосредоточиваться, причем зачастую это занятия проводятся на базе детских центров или коммерческих яслей и садов, и основной целью их становится не забота о детях, а извлечение прибыли. Об этом стоит помнить, слушая хвалебные оды других семей, посещающих подобные занятия или красочно расписывающих методики в Интернете. Конечно, современные малыши сильно отличаются от тех, что рождались в прошлом веке, все идут в ногу со временем, но раннее развитие детей должно учитывать физические и психические возможности карапузов, избыточные нагрузки в раннем возрасте не принесут пользы психике и эмоциям, а также полноценному физическому здоровью детей.
Занятия с малышами: в чем суть?
Если разбираться прицельно — ничего революционного в занятиях с малышами и методиках раннего развития нет. По сути, это формирование и возрастных навыков игровой и познавательной деятельности, привычные для всех педагогов. Но на занятиях малыш получает все эти знания и навыки в концентрированном, сжатом виде на занятии, строго регламентированном по времени. Обычно это занятия, длящиеся около 30-45 минут несколько раз в неделю. С точки зрения физиологии, особенно для детей раннего возраста — это слишком продолжительное время, малыш этого возраста не может физиологически столько времени подряд концентрироваться на определенной деятельности. Поэтому толку от таких занятий мало, усвоится не более 5-10% поданной информации, остальная же выступит раздражителем и фактором переутомления, приводящему даже к негативным эмоциям и стрессу.
Кроме того, многие новомодные методики развития в основном имеют под собой абстрактные понятия, и они достаточно далеки от истинной деятельности ребёнка на каждом из этапов его развития. Зачастую не учитываются эмоциональные характеристики малыша, его стремления к играм на предметно-практическую деятельность.
Что стоит знать родителям?
Проанализировав работы психологов и медиков по изучению влияния «ранней» педагогики на обучение ребёнка навыкам и его адаптации в обществе, врачи и физиологи сделали для себя и родителей неутешительный вывод. Дети, которые посещают различные школы развития и студии, никак не опережают сверстников, которые сидят дома и занимаются обычной детской деятельностью. Анализ был проведен по всем линиям — и по личностному, и по эмоциональному, и по познавательному развитию и был сделан вывод — никаких серьезных различий у малышей родители от подобных занятий не получат.
В сравнении занимавшихся и не занимавшихся детей от трех до шести лет психологи и педагоги не усмотрели существенной разницы во всех линиях обучения — и в развитии речи, и в развитии познания, и в коммуникативных сферах. Так надо ли ребёнку раннее развитие? Может, не стоит лишать его детства?
Влияние на здоровье детей
Кроме того, что было упомянуто ранее, порой раннее развитие негативно сказывается на здоровье детей вследствие психо-эмоциональных перегрузок. Показательным был эксперимент, проведенный с выборкой 50 тысяч детей возраста пяти-шести лет, проведенный в начале этого века. Дети обучались по различного рода методикам раннего развития с приближением программ к школьным. В результате так или иначе выявились нарушения в здоровье детей, они были почти у 95% обследуемых к концу обучения. У части был снижен вес, у некоторых развилась анемия, часть из них стали чаще болеть простудными заболеваниями, причем порой с осложнениями и длительным течением каждого эпизода в виду развития стрессовых реакций на перегрузки организма. Добавим сюда нарушения режима, связанные с посещением занятий, поездки в общественном транспорте к месту их проведения, где высоки контакты с простуженными людьми, это также будет факторами, влияющими на физическое здоровье детей.
Психика и эмоции малышей: связь с занятиями
У половины детей, которые приняли участие в упомянутом выше исследовании, помимо соматического, также пострадало нервно-психическое здоровье, малыши в связи с занятиям демонстрировали разнообразные эмоции, зачастую и негативные. Связано это с тем, что дети на уровне тела проявили стрессовую реакцию на чрезмерные нагрузки нервной системы. Каждый пятый ребёнок, кто занимается по методике раннего развития с посещением английского, кружков и подготовок имеет стойкие неврозы, раздражительность и отрицательные эмоции, проблемы поведения.
И ведь родители до последнего не замечают этого, и никак не связывают нарушение здоровья и негативные эмоции с их стремлениями по его образованию, а скорее, удовлетворению собственных амбиций в отношении возможности дать ребёнку все. Важно учитывать еще и интересы самого ребёнка — нужны ли ему такие занятия, особенно если склонности к языкам, рисованию или пению он не проявляет. Важно уважать права и желания самих малышей, даже если им всего пару лет от роду.