19.07.2017 Обновлено: 17.04.2020 2306

Раннее развитие детей по системе семьи Никитиных

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Маленькие дети способны вырастать настоящими гениями — нужно только создать подходящие для этого условия и не мешать малышам совершенствоваться! Разработанная советскими педагогами Леной и Борисом Никитиными методика раннего развития детей вызывала немало споров и нападок. Однако время расставило все по местам, и теперь данная система считается одной из самых эффективных. Она активно применяется в разных странах, и пользуется особой популярностью в Японии и Германии. Достаточно лишь бегло ознакомиться с основными принципами представленной программы, чтобы увидеть в ней много разумных рекомендаций.

Раннее развитие ребенка: суть метода семьи Никитиных

Раннее развитие ребенка: суть метода семьи Никитиных

Борис и Лена Никитины, авторы этой оригинальной методики, успешно воспитали и вырастили семерых детей, а для подсчета количества их внуков не хватит пальцев на руках и у двух людей. Они открыли новую страницу педагогики, не черпая информацию из книг, а основываясь на собственном практическом опыте. Педагоги по призванию, шаг за шагом они разрабатывали стройную систему, стимулирующую творческий потенциал, физические способности и интеллектуальное развитие человека с малых лет. Разработанный метод воспитания они воспринимали, скорее, как особый стиль жизни всей семьи, который позволяет воспитать здорового и талантливого ребенка.

Базовые принципы программы распространяются на все жизненные сферы. Заключаются они в следующем:

  • Дети должны появляться свет естественным путем. Если будущая мама здорова, и беременность проходит без осложнений, то необходимо настаивать на естественных родах, без медицинского вмешательства. Врачи при этом рассматриваются только как помощники, которые могут включаться в процесс родов лишь в экстренных ситуациях. Вся ответственность за здоровье ребенка ложится, прежде всего, на плечи родителей.
  • Практически с самого рождения поощряется целенаправленное закаливание, всевозможная физическая активность. Ребенок растет в максимально естественных условиях, без лекарств, мазей, присыпок и т. п.
  • С самого рождения ребенок погружается в насыщенную среду, предполагающую регулярные занятия со всевозможными спортивными снарядами, головоломками, книгами. Борис Никитин считал, что чем раньше уделяется внимание развитию человека, тем умнее и талантливей он будет во взрослом возрасте. Особенно сильно поощряется стремление к решению творческих задач. Хорошо, если обучающие пособия сложные, и осваивающий их малыш раскрывает свои возможности постепенно.
  • Рацион ребенка должен исключать кулинарные изыски. Воспитание по методике Никитиных предполагает употребление детьми только простой и полезной пищи в умеренных количествах.
  • Несколько раз в неделю дети проводят время так, как им действительно хочется (играют, гуляют, рисуют и т. д.).
  • Родители активно участвуют в жизни чада — играют с ребенком в игры, поддерживают, проявляют любовь и заботу. При этом малыш имеет свои обязанности и оказывает взрослым посильную помощь в бытовых делах.

В рамках воспитания по этой системе родителям важно быть последовательными. Какие бы задачи ни ставились перед ребенком, взрослые не должны опережать ситуацию и советовать ему, что и как делать. Крохе необходимо разбираться в каждом предмете самостоятельно, чтобы у него была возможность анализировать допускаемые ошибки и совершенствовать свои навыки.

Развитие детей от рождения и старше

Развитие детей от рождения и старше

Сразу после родов нужно, чтобы малыш оказался в объятиях своей матери. Это позволит ему успокоиться и расслабиться, быстрее адаптироваться к новым условиям жизни. Тактильный контакт в этот момент очень полезен. Считается, что он сводит на нет множество мелких отклонений (аллергия у крохи, сильная кровопотеря у матери) и способствует более раннему появлению у женщины полноценной лактации.

Взрослым, желающим воспитывать ребенка по методике семьи Никитиных, важно учитывать следующие моменты:

  • Кормление и сон — только по желанию малыша, а не по режиму.
  • При потреблении молока младенцу следует находиться без одежды, поскольку дети потеют и выделяют тепло во время кормления намного сильнее.
  • Как только это станет возможным, необходимо приучать кроху к воздушным ваннам и закалять его.
  • Пеленать малыша не нужно. Пеленание ограничивает познавательные способности, а ведь благодаря свободным движениям дети учатся взаимодействовать с окружающим миром.
  • Необходимо избегать специальной стерильности, чтобы иммунная система ребенка развивалась правильно, адаптируясь к условиям среды, в которой мы живем.
  • Гигиенические навыки детям следует прививать с рождения. Вместо использования подгузников родителям следует располагать карапуза над горшком каждый раз, когда он хочет справить нужду (обычно в такие моменты поведение маленького ребенка заметно меняется). Приучать кроху самостоятельно ходить на горшок также следует как можно раньше.

Большую значимость в воспитательном процессе играют разумные поощрения. Каким бы маленьким и несмышленым ребенок ни был, родителям следует хвалить его за любые успехи.

Ни в коем случае нельзя игнорировать ребенка или, наоборот, проявлять чрезмерную заботу о нем. В старшем возрасте важно предоставлять чаду полную свободу изучения окружающей среды. У крохи должна быть возможность дотрагиваться до горячих предметов и острых инструментов, если он этого хочет (но под строгим контролем родителей!). Это позволит ему быстрее узнать свойства различных вещей и стать более ост