19.07.2017 2280

Раннее развитие детей по системе семьи Никитиных

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Маленькие дети способны вырастать настоящими гениями — нужно только создать подходящие для этого условия и не мешать малышам совершенствоваться! Разработанная советскими педагогами Леной и Борисом Никитиными методика раннего развития детей вызывала немало споров и нападок. Однако время расставило все по местам, и теперь данная система считается одной из самых эффективных. Она активно применяется в разных странах, и пользуется особой популярностью в Японии и Германии. Достаточно лишь бегло ознакомиться с основными принципами представленной программы, чтобы увидеть в ней много разумных рекомендаций.

Раннее развитие ребенка: суть метода семьи Никитиных

Раннее развитие ребенка: суть метода семьи Никитиных

Борис и Лена Никитины, авторы этой оригинальной методики, успешно воспитали и вырастили семерых детей, а для подсчета количества их внуков не хватит пальцев на руках и у двух людей. Они открыли новую страницу педагогики, не черпая информацию из книг, а основываясь на собственном практическом опыте. Педагоги по призванию, шаг за шагом они разрабатывали стройную систему, стимулирующую творческий потенциал, физические способности и интеллектуальное развитие человека с малых лет. Разработанный метод воспитания они воспринимали, скорее, как особый стиль жизни всей семьи, который позволяет воспитать здорового и талантливого ребенка.

Базовые принципы программы распространяются на все жизненные сферы. Заключаются они в следующем:

  • Дети должны появляться свет естественным путем. Если будущая мама здорова, и беременность проходит без осложнений, то необходимо настаивать на естественных родах, без медицинского вмешательства. Врачи при этом рассматриваются только как помощники, которые могут включаться в процесс родов лишь в экстренных ситуациях. Вся ответственность за здоровье ребенка ложится, прежде всего, на плечи родителей.
  • Практически с самого рождения поощряется целенаправленное закаливание, всевозможная физическая активность. Ребенок растет в максимально естественных условиях, без лекарств, мазей, присыпок и т. п.
  • С самого рождения ребенок погружается в насыщенную среду, предполагающую регулярные занятия со всевозможными спортивными снарядами, головоломками, книгами. Борис Никитин считал, что чем раньше уделяется внимание развитию человека, тем умнее и талантливей он будет во взрослом возрасте. Особенно сильно поощряется стремление к решению творческих задач. Хорошо, если обучающие пособия сложные, и осваивающий их малыш раскрывает свои возможности постепенно.
  • Рацион ребенка должен исключать кулинарные изыски. Воспитание по методике Никитиных предполагает употребление детьми только простой и полезной пищи в умеренных количествах.
  • Несколько раз в неделю дети проводят время так, как им действительно хочется (играют, гуляют, рисуют и т. д.).
  • Родители активно участвуют в жизни чада — играют с ребенком в игры, поддерживают, проявляют любовь и заботу. При этом малыш имеет свои обязанности и оказывает взрослым посильную помощь в бытовых делах.

В рамках воспитания по этой системе родителям важно быть последовательными. Какие бы задачи ни ставились перед ребенком, взрослые не должны опережать ситуацию и советовать ему, что и как делать. Крохе необходимо разбираться в каждом предмете самостоятельно, чтобы у него была возможность анализировать допускаемые ошибки и совершенствовать свои навыки.

Развитие детей от рождения и старше

Развитие детей от рождения и старше

Сразу после родов нужно, чтобы малыш оказался в объятиях своей матери. Это позволит ему успокоиться и расслабиться, быстрее адаптироваться к новым условиям жизни. Тактильный контакт в этот момент очень полезен. Считается, что он сводит на нет множество мелких отклонений (аллергия у крохи, сильная кровопотеря у матери) и способствует более раннему появлению у женщины полноценной лактации.

Взрослым, желающим воспитывать ребенка по методике семьи Никитиных, важно учитывать следующие моменты:

  • Кормление и сон — только по желанию малыша, а не по режиму.
  • При потреблении молока младенцу следует находиться без одежды, поскольку дети потеют и выделяют тепло во время кормления намного сильнее.
  • Как только это станет возможным, необходимо приучать кроху к воздушным ваннам и закалять его.
  • Пеленать малыша не нужно. Пеленание ограничивает познавательные способности, а ведь благодаря свободным движениям дети учатся взаимодействовать с окружающим миром.
  • Необходимо избегать специальной стерильности, чтобы иммунная система ребенка развивалась правильно, адаптируясь к условиям среды, в которой мы живем.
  • Гигиенические навыки детям следует прививать с рождения. Вместо использования подгузников родителям следует располагать карапуза над горшком каждый раз, когда он хочет справить нужду (обычно в такие моменты поведение маленького ребенка заметно меняется). Приучать кроху самостоятельно ходить на горшок также следует как можно раньше.

Большую значимость в воспитательном процессе играют разумные поощрения. Каким бы маленьким и несмышленым ребенок ни был, родителям следует хвалить его за любые успехи.

Ни в коем случае нельзя игнорировать ребенка или, наоборот, проявлять чрезмерную заботу о нем. В старшем возрасте важно предоставлять чаду полную свободу изучения окружающей среды. У крохи должна быть возможность дотрагиваться до горячих предметов и острых инструментов, если он этого хочет (но под строгим контролем родителей!). Это позволит ему быстрее узнать свойства различных вещей и стать более осторожным. Разумеется, подвергать ребенка настоящей опасности не нужно. Например, если говорить об электричестве, то здесь следует объяснить словесно, почему оно опасно.

Любые запреты, которые взрослые устанавливают перед ребенком, должны быть четко аргументированными. Кроме того, сразу после введения определенно