Чем младше дети, тем больше они зависят от родителей. Эта зависимость никого не тяготит — напротив, все члены семьи обычно рады взаимному общению друг с другом, возможности помочь советом или делом, заботиться и проводить вместе время. Родительская семья — первый в жизни институт для ребёнка, где он учится жить, общаться, взаимодействовать, строить отношения.
Занимаясь воспитанием, родители желают видеть ребёнка человеком, в котором собраны все лучшие качества: доброта, уверенность, хорошая самооценка, эмпатия, рассудительность и другие. Однако взрослым стоит помнить о том, что получить «на выходе желаемый продукт» возможно, лишь, вложив в него определенные усилия и ресурсы. Кроме того, родители не должны забывать о личном примере — то, что они своим поведением демонстрируют детям, будет воспринято ими как руководство к действию и норма.
В этой статье речь пойдет о том, как научить детей искусству общения. Эта тема является важной, потому что от того, насколько в человеке развиты навыки коммуникативного взаимодействия, зависит качество общения с окружающими — друзьями, партнерами, коллегами. Сюда относятся: умение слушать собеседника, не перебивая, предотвращать конфликты, уметь защитить себя, соблюдать границы личности и правила группы людей.
В этой статье приведены необычные способы того, как родители могут научить детей общаться между собой и со старшими. Они включают в себя игру, наглядный материал, что позволяет ребёнку не воспринимать то, чему его собираются научить, как скучные нотации, а вызывают искренний интерес и желание пользоваться правилами общения.
Как родители учат детей общению?
Взрослые люди могут обижаться друг на друга, кричать, манипулировать. Когда дети становятся свидетелями коммуникативных «игр» родителей, они быстро усваивают способы, с помощью которых мать и отец общаются. На что обычно обижается мама? После каких папиных слов или поступков ее лицо меняется, губы вытягиваются в тонкую полоску, а на лбу появляются морщинки? Откуда в доме берется громкий крик с обидными словами — после того, как кто-то не выполняет обещаний? Не слушает другого? Или не дарит подарки? Как родители мирятся? После подарков маме, приглашения в ресторан, поцелуев, объятий или извинений? Или на следующее утро уже никто не вспоминает о ссоре? А может, примирения бывают после недельного молчания родителей? Значит, оно возможно только через обиду? Примерно такие выводы делает ребёнок, когда наблюдает за общением в семье. Дети все замечают.
Если бы родители чаще напоминали себе о том, что их жизнь является для ребёнка инструкцией к его жизни, то они бы контролировали часть негативных проявлений и использовали практические способы обучения детей.
Один из таких способов можно назвать лайфхаком для родителей. Он прост, интересен и доступен для детского восприятия. Особенно подойдет той семье, где есть конфликты между детьми и родителями или братьями и сестрами, когда детей в семье много.
Создание родителями семейных правил
Придумайте сами или вместе с детьми правила общения. Не озвучивайте цели — «для того, чтобы мы не ругались», «жили дружно» и так далее — просто предложите составить список семейных правил. Он может быть примерно таким:
- Дай другому договорить до конца!
- Ругай поступок, а не человека.
- Даже в ссоре все друг друга любят.
- «Проглатывай» обидные слова
- Говори о том, что ты чувствуешь.
- Без поцелуев и объятий спать не ложиться!
Родители могут придерживаться этого списка, а могут составить свои правила, опираясь на характер семьи, популярные проблемы, которые в ней возникают. Составляя список, они должны продумать и вспомнить те ссоры и недоразумения в семье, стоящие внимания или такие, поведение взрослых и детей в которых требует коррекции.
Составить правила можно за один вечер, внимательно выслушивая версии каждого члена семьи, даже самого маленького — такое внимание также будет способствовать развитию близости — или несколько вечеров, тщательно продумывая каждую мелочь, чтобы не упустить все, что хочется обозначить.
Далее список правил необходимо красиво и компактно оформить. Можно распечатать его и повесить в рамку на стену, или взять большой белый лист, написать на нем правила от руки каждому члену семьи и также найти ему место на кухне или в детской комнате.
«Первая помощь» детям при конфликте
Составить правила этикета или общения — хорошо, однако, их надо закрепить в психике и сознании ребёнка. Для того чтобы этот способ имел успех и ребёнок действительно начал применять новые методы общения вместо старых — не обижался, а говорил о своих чувствах, не кричал и плакал, а умел четко сказать о том, что ему не нравится, перестал перебивать и научился слушать, решал вопросы «словами, а не кулаками» — каждый раз, когда он забывается, нужно возвращать его к списку правил.
Помогаем ребёнку соблюдать правила
Ребёнок лучше всего соблюдает правила, когда их преподносят в форме игры. Поэтому, если взрослые наблюдают, что между детьми зреет ссора, и один из них нарушил семейное правило, то они могут подать условный знак или выкрикнуть слово, которое будет обозначать, что «семейный кодекс общения» нарушен. Этим знаком может быть хлопок в ладоши или слова «кодекс!», «этикет!»
Родителям необязательно все время контролировать детей — как они общаются, слушают друг друга, не обижают ли — спустя время они, когда выработка новых правил войдет в привычку, сами начнут весьма успешно следить за поведением и лексиконом друг друга.
Дневник наблюдений
Используя данную идею, родители, если желают достичь определенной цели воспитания, могут задаться вопросом: какое качество в характере ребёнке они хотят развить, или от какой вредной привычки избавить? Результат данной работы будет зависеть от возраста ребёнка — чем он младше, тем доступней и интересней должны быть идеи воспитания и тем больше шансов, что личность малыша будет поддаваться коррекции. Играйте с ребёнком в «правила», своим примером показывайте, как вы изменились — соблюдаете список нового «семейного кодекса», с улыбкой «поправляете» папу, когда он пытается его нарушить. Ребёнок все замечает и если родители будут искренне готовы меняться сами, то дети также быстро «потянутся» за ними.
Если ребёнок школьного возраста, можно совместно с ним заняться коррекцией личностных качеств, конечно, если он этого захочет. У ребёнка проблемы с выбором друзей? Он не уверен в себе? Составьте с ним вместе план по преодолению проблем — распишите пошагово, какие деструктивные методы общения следует заменить на эффективные. Ведите вместе с ребёнком дневник наблюдения за его поведением. Так ему будет понятно, куда он движется, его целеустремленность и понимание себя будут развиваться с каждым днем.