17.07.2017 1557

Дети и их общение в коллективе

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Хорошо, если малыш растет открытым и дружелюбным. Тогда нет проблем с его отношением к детскому саду или яслям — ребенок охотно собирается по утрам, не плачет, когда остается в группе с другими детками. Общение со сверстниками делает из маленького человека личность, позволяет выработать собственный характер и формирует собственное отношение к общепринятым правилам. Такой ребенок вряд ли пойдет на поводу у другого, более сильного малыша, сможет быстрее адаптироваться в будущем в рабочем коллективе. Дети, зачастую, болезненно переносят первые дни нахождения в детском саду из-за неподготовленности к новой обстановке и новым людям, а также в силу скромности, замкнутости или возможному отсутствию опыта общения с другими малышами.

Новый круг общения глазами ребенка

Новый круг общения глазами ребенка

Ребенок прожил свои неполные три года в любви, ласке и нежности. Рядом всегда были родные и заботливая мама или бабушка. Большой мир не был таким страшным, огромным и загадочным. Первое расставание с родителями на весь день кажется малышу трагедией, особенно если сын или дочь все время проводили только с мамой.

На своей территории у малыша была свобода действий — редкие родители в процессе воспитания своего сокровища приучают его с рождения к определенному распорядку дня. Чаще всего, любимое чадо укладывалось в постель после десяти вечера и вставало ближе к десяти утра. И уж конечно, любимая бабушка или мама старались кормить маленького диктатора не по расписанию, а когда он захочет. Или, наоборот, пичкали его весь день всякими вкусностями вперемешку с присказками «за папу, за маму». А в саду какая-то чужая тетя заставляет есть ненавистную овсянку и нисколько не заботится о том, что сейчас ребенку хочется скушать конфету или яблоко.

Но хуже всего другие дети — они кричат, дерутся, отбирают игрушки. Или смеются, что еще хуже, если малыш не успел попроситься в туалет и испачкался. А еще девочка Лена принесла красивую куклу и не дает с ней поиграть. И что делать с мальчиком Мишей, который все время норовит стукнуть чем-то побольнее?

Это лишь небольшой перечень страхов, наполняющих детскую душу в процессе привыкания малыша к детскому саду и мешающих ему наладить нормальные отношения со сверстниками.

Особенности общения детей

Чтобы помочь своему ребенку адаптироваться в обществе, родителям следует знать некоторые тонкости психического развития юного сорванца:

  • дети до 3 лет не имеют ярко выраженных собственнических настроений. Именно в трехлетнем возрасте малыш начинает проявлять осознанное стремление к охране своих границ и своего имущества от чужих поползновений — это мое отражение в зеркале, это моя комната, это моя машинка. На чужой территории ребенку сложно отделить свое от чужого, смириться с тем, что кто-то еще имеет право на игрушку или горку. Он просто не понимает этого и боится такой ситуации;
  • в этом возрасте некоторые дети хотят быть лидерами, стараются доминировать в игре. Такая проблема характерна для единственного ребенка в семье, привыкшего получать по первому требованию любую игрушку или привыкшему впадать в истерические настроения при малейшем намеке на отказ. Дети-эгоисты плохо заводят новые отношения, не понимая, почему он должен кому-то что-то уступать. С такими сверстники общаются неохотно, часто задирают или просто отстраняются;
  • охотнее всего детки идут на контакт со старшими ребятами, тянутся к ним и стараются подражать, копируя манеру поведения. Часто со сверстниками в одной группе им скучно, особенно если ребенок опережает ровесников умственно или физически.

Развитие каждого малыша строго индивидуально, возможно, у него потребность в партнере для игр наступит гораздо позже. Или же он просто слишком застенчив и ему требуется время на преодоление собственных страхов.

Как отражается воспитание на способность коммуникации

Любовь к своему ребенку — вещь естественная, не вызывающая сомнений и не требующая доказательств. Другое дело, если она выражается в неуемном желании всегда быть рядом, в старании оградить драгоценное чадо от мнимых и реальных опасностей на всех этапах его жизни. Воспитание в этом случае сводится к вольному или невольному внушению маленькому человечку понятия о том, что хорошо ему может быть только с мамой или бабушкой. Такой порядок дел исключает полностью участие в жизни малыша чужих людей. Обостряется ситуация тем, что женщина, посвятившая себя полностью воспитанию подрастающего сына или дочери, не имеет подруг или не общается с родственниками, тратя все свое время на создание тепличных условий для своего дитя. Все дети стараются подражать своим родителям и добровольное затворничество мамы способно сыграть с ребенком злую шутку — он просто не видит необходимости в поиске партнера по играм.

Другая крайность — слишком авторитарное воспитание. В семьях с подобным отношением к подрастающему поколению мнение ребенка не учитывается. Любой протест подавляется криком или физическим воздействием, родители считают, что право главенства принадлежит только им. Все проблемы решаются криком, угрозой, воспитание заключается в диктатуре и «строгом» отношении к ребенку. Дети, выросшие в подобной атмосфере, замыкаются, плохо идут на контакт со сверстниками или, наоборот, слишком агрессивны и не терпят рядом ничьего присутствия.

Как родителям помочь ребенку наладить отношения со сверстниками?

Как родителям помочь ребенку наладить отношения со сверстниками?

Прежде всего, малыша нужно выслушать. Не отмахиваться от его впечатлений о первом посещении детского сада, ссылаясь на занятость или усталость. Внимание к переживаниям ребенка всегда благодатно сказывается на дальнейших отношениях с ним, не только в семье, но и в детском коллективе.

Если малыш просто не хочет находиться в новом месте один, можно первые несколько дней побыть с ним в саду, корректируя попутно его поведение. Присутствие родного человека поможет ребенку правильно адаптироваться к незнакомой обстановке, настраивает его на спокойный, доброжелательный лад.

Возможно, в новом коллективе кто-то обидел малыша, назвал неприятным словом или ударил. В этом случае следует внимательно отнестись к его рассказу и попросить воспитательницу как-то повлиять на ситуацию. Важно, чтобы ребенок чувствовал участие своих родителей в его жизни, заинтересованность и желание помочь. Этого можно достичь путем грамотного, лояльного воспитания, которое позволит сформировать у малыша силу воли, характер и уверенность в себе.