Дети долгое время живут в мире чувств и образов. Этот период длится примерно до того момента, когда ребёнку удается сполна «насытиться» своим творческим потенциалом и до подросткового возраста, когда учебная и коммуникативная деятельность становятся ведущими — желание творить на этом этапе потихоньку снижает свою интенсивность.
Однако это не говорит о том, что дети, подрастая, перестают увлекаться творчеством. Если желание творить в них было достаточно сильно на протяжении всего детства, то к более сознательному возрасту, они уже успевают очень хорошо изучить любимое дело, и даже имеют дома награды, дипломы и грамоты.
Речь идет о тех творческих занятиях, которыми дети увлекаются серьезно — занимаются в художественной школе или творческой мастерской, знают все о работе с глиной, бумагой, песком, своими руками создают шедевры из подручных или природных материалов.
Кроме того, что творчество может стать делом всей жизни ребёнка, оно приносит большую пользу психическому развитию, позволяет продуктивно проводить время, лучше чувствовать и понимать себя.
Часто родители задаются вопросом, какие творческие занятия будут особенно интересны ребёнку, чему их лучше научить или чем заняться с детьми, когда взрослые располагают достаточным количеством свободного времени? Примеры творческих занятий и игр можно найти в этой статье.
Почему дети любят творческие занятия?
Дети от природы обладают любознательностью. Для того чтобы наполняться новым опытом познания жизни, им необходимы практические действия. Именно их они имеют возможность осуществлять через творчество. Когда ребёнок рисует, лепит, клеит, вырезает, мастерит и придумывает, он взаимодействует с миром предметов. Через эту работу он приобретает новые знания о материале, видит, как он изменяется или преобразуется во что-то другое. Так дети чувствуют себя исследователями, создателями и их потребность в познании мира удовлетворяется.
Они получают удовольствие от лицезрения собственных трудов, внутренне хвалят себя и гордятся — такие чувства очень хорошо сказываются на психическом развитии ребёнка.
Польза творчества в жизни семьи
Взрослый человек для ребёнка — основа, поддержка, авторитет и своего рода отражение его способностей. Когда ребёнок с радостью приносит предмет или рисунок, созданный самостоятельно, то через похвалу родителей он наполняется волшебным ощущением «я хороший, я молодец», что позже ложится в основу его уверенности в себе и самооценки.
Еще больше пользы приносят творческие занятия детям, когда они выполняют их вместе со взрослыми. В это время все члены семьи «снимают» маски «воспитателей» и «воспитанников», радуются, воодушевляются и сближаются. Метод коллективного рисования или лепки, когда «творит» вся семья, часто практикуют семейные психологи для снятия напряжения и тревоги, понимания способов взаимодействия между детьми и родителями и конечно, для формирования отношений сотрудничества.
Ребёнок и рисование
Почти каждый ребёнок любит рисовать. Какие виды и формы этого занятия ему можно предложить?
- Рисование пальцами, ладошками. Приобретите специальные краски, которые легко смываются с рук и одежды. Организуйте пространство для рисования так, чтобы вам не приходилось переживать, что ребёнок запачкает мебель или разольет краску на паркет — застелить пол или стол клеенкой, газетами не составит труда, а детям это занятие подарит много радостных эмоций.
- Рисование красками на стекле. После того, как краски «лягут», как захотят, или ребёнок перемешает их, создав разноцветную кляксу, к стеклу следует приложить чистый лист бумаги. На появившемся отпечатке можно дорисовать все, что душе угодно.
- Рисование пластилином. Размазываем пластилин по бумаге так, чтобы он приобретал форму какого-то предмета — дома, солнца, дерева и так далее. Этот способ отлично развивает мелкую моторику.
- Рисование клеем и солью. На плотный картон наносим тонкие штрихи, которые получаются, если пользоваться канцелярским клеем ПВА. Можно сделать просто узор, а можно создать сюжет. Не дожидаясь, пока клей высохнет, посыпаем всю картину солью. Оставляем на некоторое время. После того, как соль прилипнет на клей, ее излишки убираются над раковиной или ванной. На картине остается готовый «соленый» сюжет — объёмный и сверкающий.
- Рисование на стеклах зубной пастой. Этот вид творчества отлично подходит в канун нового года. Родители и дети берут кисти и рисуют на стеклах своей квартиры снежинки, разнообразные узоры. Зубная паста не течет и быстро сохнет, что доставляет особое удовольствие во время рисования.
Ребёнок и лепка
Творчество как процесс тем больше занимает воображение человека, чем больше он знакомится с его формами и видами. Из чего можно лепить с детьми?
- Лепка. Пластилин — простой, скульптурный, флуоресцентный — родители могут выбрать любой, в зависимости от того, что именно они решили лепить с детьми. Создав фигурки, можно придумать и разыграть целую сказку с ними.
- Лепка из соленого теста. Процесс интересен тем, что потом готовые фигурки запекаются, и дети могут радоваться новым игрушкам.
- Лепить можно даже из бумаги — мять чистый или цветной лист до той формы, пока он не станет похожим на тот предмет, который задумал сделать ребёнок.
Другие творческие занятия с детьми
Совместное творчество — всегда ресурсное занятие. После него и взрослые, и дети чувствуют себя энергичными, счастливыми, радостными. Поле для освоения творческих занятий огромно — стоит иметь только желание и силы искать или придумывать их. Рисовать можно любыми подручными средствами — ватными палочками, губками для мытья посуды, сухими листьями.
Также дети любят делать аппликации. Наклеивайте вместе с ними все, что угодно — природный материал (траву, каштаны, сухие цветы), ватные шарики, предварительно скатанные и раскрашенные. Аппликации можно делать не только из бумаги, но из сыпучих продуктов — риса, манки, пшена, гречки и других круп. Использование клея и краски добавят желания творить.
Советы родителям
Планируя любое творческое занятие, запасайтесь большим количеством свободного времени, чтобы ребёнок мог вдоволь насладиться процессом, а затем и результатом своей работы.
Не заставляйте ребёнка творить по инструкции, говоря о том, что солнце нужно рисовать только желтым, а листья клеить только на деревья — творческие занятия любят полет фантазии, чем больше придумывает ребёнок, тем лучше развивается его воображение.
Родителям лучше заниматься с детьми тем, о чем они сами попросят, не заставляя специально лепить или клеить, чтобы развить моторику пальцев, когда ребёнку хочется вышивать или строить.