Многие, наверняка, наблюдали, как дети в возрасте 2-3 лет плачут, требуя у мамы или бабушки купить еще одну игрушку или шоколадку. Окружающие в недоумении жалеют ребёнка, мама устала и испытывает чувство неловкости и стыда за его поведение. 2-3 года считаются не самым простым периодом в жизни ребёнка и его родителей, но капризы случаются и в более старшем возрасте. Разумеется, «детский магазинный терроризм» вызывает дискомфорт, прежде всего, у родителей, но существуют различные способы получения положительных эмоций от совместного похода в магазин.
Виды капризов у детей
В сознании многих понятия «капризы» и ребёнок практически неразрывны. В возрасте 2-3 лет малыш выражает свои эмоции громко, поскольку еще не умеет их скрывать. Некоторые взрослые ошибочно полагают, что дети устраивают истерики исключительно из-за вредного характера или из стремления манипулировать родителями. Отчасти с этим утверждением можно согласиться, но манипуляции становятся инструментом достижения целей в более старшем возрасте. Но у детских капризов и истерик могут быть и другие причины.
Истерики у детей являются самым простым способом добиться внимания родителей. Если ребёнок ощущает собственную ненужность, то он будет пытаться достучаться до мамы при помощи плача, криков и резких движений. В этом случае капризы и истерики — акт отчаяния ребёнка, на которого не обращают внимания.
Истерика может возникнуть и из страха быть оставленным. Так, например, многие дети, подолгу не видящие мать, могут болезненно реагировать на ее отъезд или уход. Негативные эмоции, сопровождающиеся криком и плачем, могут быть следствием страха или паники в незнакомом месте. Некоторые прибегают к помощи истерики в надежде получить желаемую покупку, поскольку еще не умеют выражать эмоции другими способами.
Почему капризы случаются в магазине?
Детская истерика в магазине — один из самых неприятных моментов в жизни взрослых, особенно матери. Это доставляет серьезный дискомфорт окружающим. Конечно, многим хочется пойти по пути наименьшего сопротивления и просто не ходить с детьми в магазин. Но это не всегда возможно, к тому же ребёнку необходимо познавать окружающий мир.
Современные супермаркеты встречают ребёнка огромным выбором товаров, в том числе, кондитерских изделий, игр и игрушек. Но финансовые возможности родителей могут быть ограничены, а в покупке очередной шоколадки нет никакой пользы. Корни истерики у ребёнка могут быть гораздо глубже, чем желание получить шоколадку, мороженое или игрушку. И самая распространенная причина каприза — нехватка внимания значимых взрослых.
Не самым лучшим решением проблемы будет покупка желаемой игрушки или шоколадки. Во-первых, игрушка может быть не так уж нужна, а шоколад — противопоказан. Во-вторых, уступив однажды, родитель будет вынужден уступать и в будущем, а ребёнок убедится в том, что истерика поможет ему добиться желаемого.
Гораздо более действенным методом может стать развитие совместной покупательной активности. Например, при походе в магазин, следует четко обозначить цель похода. При настойчивых просьбах ребёнка необходимо убедить его в том, что покупка состоится в следующий раз. Также хорошим способом полезного шоппинга будет предоставление ребёнку права выбора. Необходимо спросить у него, что он хотел бы купить. Это способствует развитию некоторой самостоятельности в принятии решений и убережет ребёнка от истерики, а родителей от чувства неловкости перед окружающими.
Можно ли избежать негативных эмоций у детей в магазине?
Так же, как и взрослый, ребёнок имеет право на собственные желания и негативные эмоциональные проявления. Его нервная система гораздо менее устойчива, чем у взрослого. Он может уставать или раздражаться и поэтому капризничать, в том числе и в магазине. Поэтому крайне нежелательно посещать супермаркет, находясь не в самом лучшем душевном состоянии.
Некоторые взрослые прибегают к отвлекающим маневрам — берут с собой игрушку или конфету. Но подобные методы действуют только на самых маленьких, и далеко не всегда. Не следует и «покупать» хорошее поведение ребёнка в магазине, иначе он будет постоянно требовать «вознаграждения» в виде игрушек или сладостей.
Разумеется, родителям, в особенности, мамам, сложно сохранять самообладание в ситуации, когда ребёнок устраивает истерику в общественном месте. Наибольшее раздражение могут вызывать советы окружающих и их упреки в адрес матери, которая и сама не в восторге от поведения ребёнка. Решение о покупке принимает только взрослый, и важно дать окружающим понять, что только родитель знает, что действительно необходимо ребёнку, а что нет.
В особо сложных ситуациях следует вывести ребёнка из магазина и объяснить ему, почему его поведение неприемлемо. Но ни в коем случае не следует делать покупку, если она на самом деле не нужна ребёнку или может принести вред. Постепенно ребёнок поймет, что истерика — не лучший способ добиться желаемого. Некоторые родители лишаются терпения и начинают ругать ребёнка за истерику. Но он делает это не со зла. Если ребёнок совсем маленький, он может и сам не осознавать свои желания.
Четко установленные правила поведения в общественных местах и периодичность покупки игрушек дают ребёнку понять, что далеко не любое его желание будет исполняться, иначе со временем он станет манипулятором. Родители и ребёнок могут выбирать покупки вместе — это создаст ощущение единения и понимания, что к мнению ребёнка прислушиваются. Соответственно, многие негативные ситуации будут минимизированы.
Ребёнок имеет право выбирать игрушки или сладости. Но правила поведения, в том числе в магазинах и других общественных местах устанавливают родители. Именно они помогут избежать нежелательного детского поведения, в том числе и слишком настойчивого требования приобрести ту или иную вещь. Покупка желаемой игрушки или шоколадки необходима тогда, когда в ее целесообразности уверен не только ребёнок, но и родители.