09.12.2016 4929

«Медовый месяц» и другие этапы адаптации приемных детей

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Около 10 лет назад в моем круге общения наметилась новая для меня тенденция: брать в семьи приемных детей. К этому моменту я уже имела опыт работы в приюте и недоумевала, как неподготовленные родители решаются на подобный шаг, ведь приемный ребенок — это не только новое дитя в семье, но и полный неожиданностей субъект, чья жизнь до новых родителей подчинялась совсем непонятным для людей «вне темы» законам и правилам.

А потом я внезапно вспомнила, что мой родной дядя — приемный в семье моих бабушки и мамы. И что моя кузина Оля стала ей не сразу, а до 4-х лет жила в детском доме. И если о каких проблемах с детьми и рассказывали — то о речь шла о совершенно обычных вещах: здоровье или учебе, а еще о том, кто растет похожим на приемного отца, а кто характером точь-в-точь новая мама. Так чего же на самом деле можно ожидать от ребенка, который приходит из детского дома? Об этапах адаптации, о том, что ждет семью в процессе привыкания детей к новым родителям и наоборот, рассказывает MedAboutMe.

Первый год адаптации

Первый год адаптации

Знать специфику жизни детей в учреждениях, влияющую на развитие (как социальное, так и психическое), и не замечать среди родных никаких особенностей в отношениях с приемными детьми — возможно ли это? Оказывается, вполне возможно.

В соответствии с наблюдениями специалистов, основной период адаптации ребенка к приемным родителям, а также родителей к ребенку (ведь это процесс двусторонний), занимает около года. Любая семья — динамичная система, претерпевающая изменения при появлении нового члена. Даже покупка домашнего животного влияет на ритм семейной жизни, ее бюджет, временные затраты. А внедрение в структуру семьи ребенка из детского дома влияет также на изменение социальных ролей и статусов взрослых, заставляет решать новые сложные задачи и вносит свои изменения в структуру взаимоотношений.

Первый год, по мнению психологов, является самым сложным. И ребенок, и родители, и другие члены семьи должны привыкнуть друг к другу, к новой иерархии, выстроить свои правила, а потом не раз корректировать их. Рассуждения, кто на кого растет похожим, у кого формируется характер, как у приемной мамы, и чьи кудряшки точь-в-точь, как у бабушки, характерны больше для следующих лет, когда в динамической схеме семьи произойдет стабилизация состояния. А вот в период адаптации этапы счастья и умиления сменяются недоумением и чувством беспомощности, вплоть до попыток ребенка вернуться в детский дом или мыслей приемных родителей на ту же тему. Нормально ли это?

«Медовый месяц» и регрессия

«Медовый месяц» и регрессия

В процессе адаптации ребенка и приемной семьи выделяют три основных этапа. Они как раз и сопровождаются теми «эмоциональными качелями», от радости и ощущения, что все идет хорошо, до неприятия и чувства, что ситуация заходит в тупик.

На первой стадии, которую называют этапом знакомства, идеализированных ожиданий, а также своеобразным «медовым месяцем», характерны отношения опережающей привязанности. Патронатные родители создают максимально комфортные условия, проявляют максимум интереса и заботы, ребенок включается в новые отношения, пытается сориентироваться в семье. Такой период пронизывают симпатия, желание понравиться друг другу.

Нередко на этом этапе дети возбуждены, излишне активны, могут не запоминать, что где находится, путать имена новых членов семьи.

Конфликты обычно начинают возникать по окончании «медового месяца», их причина — изменение ситуации в жизни ребенка, которую он начинает осознавать. Первый этап ощущается как «отпуск», временное положение.

Дети воспринимают детский дом как некое нейтральное место, а вот переход в семью нередко вызывает чувство, что «мосты сожжены». Порой и в первые дни пребывания дома ребенок начинает просить отвезти его назад. У такого желания могут быть несколько причин, воздействовать может как одна из них, так и несколько сразу. Потребность в безопасности выражается в попытках контролировать ситуацию («я хочу сделать так, вернуться назад»), опасении стать зависимым от новых родителей, которые еще мало знакомы ребенку. Может иметь место проверка отношения («будут ли меня удерживать, действительно ли я нужен»), или ребенок действительно может соскучиться и захотеть увидеть привычные лица.

Переход к стадии регрессии, вживания в новую семью чаще всего сопровождается значительным ухудшением поведения ребенка. Это кризисный этап, показывающий, что новый член семьи пытается понять свое положение, «вжиться» в коллектив.

Причин у стадии регрессии немало, и в большей части они связаны с тем, что ребенок расслабляется после периода знакомства, «отпускает себя», при этом может тревожиться о своем месте в семье, и могут начинаться проверки «а примут ли меня, если я буду вести себя плохо».

Одна из больших ошибок, которую могут делать патронатные родители, заключается в отрицании важности биологической семьи ребенка. При неуважительном, небрежном отношении к родственникам, даже не высказываемом вслух, при отрицании «корней» ребенок подвергается значительной травматизации. Принятие своего происхождения, кровной семьи — один из мощных факторов, стабилизирующих детскую психику.

Этап регрессии длится в среднем около полугода. И один из ярких признаков того, что ребенок и замещающие родители прошли его успешно, заключается в рассказах, воспоминаниях и даже фантазиях о биологической семье: «а мы с мамой тоже ездили в зоопарк», «а у дяди тоже была машина». Поощрение ребенка в рассказах, помощь в составлении генеалогического древа, альбома с фотографиями и событиями из прошлой жизни — эффективный инструмент, помогающий детям осознать особенности и отличия «старой» и новой семьи, своего места в них и в мире в целом.

После первого комфортного периода дети примерно понимают, какие правила в новом месте существуют и какие ожидания к ним предъявляются, и это тоже повод для конфликтов и роста тревожности ребенка. Например, со