Инфекция, вызываемая менингококком, является серьезным заболеванием с широким спектром клинических проявлений и повсеместной распространенностью по планете. Для детского возраста инфекция чрезвычайно опасна, поскольку нередки летальные исходы (особенно в связи с запоздалой и некорректной терапией).
Менингококковая инфекция: характеристика
Менингококковая инфекция (МИ) признается медицинским сообществом одной из самых непредсказуемых, так как развивается она молниеносно и нельзя предугадать, чем отзовется заражение. Лечение на поздних порах оказывается бессильным и потому смерть — частый спутник инфекции.
МИ стала широко известна с 1962 г., когда в ряде азиатских и европейских стран, а также на американском континенте отметилась так называемая вялотекущая эпидемия. На территории России эта инфекция масштабно заявила о себе с 1968 г.
Детская заболеваемость МИ всегда была одной из центральных проблем медицины, поскольку показатели инфицированности детей на порядок больше в несколько раз, чем у взрослой категории населения. Свыше половины от всего объёма заболевших — маленькие дети в возрасте до пяти лет, у которых болезнь протекает в генерализованной форме.
Высокий процент летальности при МИ обусловлен возрастным фактором: чем младше дитя, тем выше вероятность неутешительного развития событий. Смертность детей двухлетнего возраста и меньше составляет порядка 75% в эпидемической ситуации.
Для детей первого года жизни нехарактерно носительство менингококка, а вот в последующие годы все зависит от эпидемической обстановки (в коллективах менингококконосительство может превышать 40%).
МИ относится к разряду антропонозных инфекций (те, что типичны только для человека), возбудителем заболевания выступает диплококк Neisseria meningitidis, который опасен выработкой экзотоксинов и эндотоксинов. Насчитывается свыше 13 серотипов менингокока, но иммунитет вырабатывается строго к одному типу инфекции. Менингококк не выдерживает низких температур, для его размножения оптимальны 37°C.
Менингококконосители с генерализованным типом заболевания, а также с назофарингитом находятся в группе непосредственных источников распространения инфекции. Принято считать входными вратами менингококка слизистые верхних дыхательных путей, а сама инфекция передается либо контактно-бытовым путем либо воздушно-капельным.
МИ в последнее время несколько изменила привычные формы проявления, из-за чего инфекцию сложно порой диагностировать: первичные признаки указывают на ОРВИ, пневмонию, острый гломерулонефрит и т. д.
Симптомы болезни
Клиническая картина менингококковой инфекции отличается вариативностью: локальные формы выражены менингококконосительством и назофарингитом, а генерализованные — тяжелыми и часто молниеносными формами, приводящими к стремительной кончине (менингококцемия, менингококковый менингит, менингоэцефалит).
При генерализованной форме симптомы болезни следующие.
Менингококцемия начинается всегда мгновенно с острым началом, с разным градусом интоксикации, наличием/отсутствием некрозов, заразными дерматозными высыпаниями. В легкой форме инфекции возникают на кожном покрове розеолы, папулы, геморрагии небольших размеров — все это исчезает самостоятельно на третий день. При заболевании средней тяжести сыпь выражена крупными объектами геморрагической природы с некрозом в центральной части высыпаний. На этот раз проявления длятся от семи до десяти дней. Симптомы болезни при осложненных формах (с молниеносным течением) выразительны: на коже видна обширная геморрагия с сильными некрозами; сыпь сопровождается проблемами в сердечно-сосудистой системе (возможны панкардит, миокардит либо эндокардит), затрагиваются суставы, почки, печень, легкие, нередки кровотечения внутреннего плана (желудочно-кишечной системы, из носа, и т. д.); на глазном дне возможны кровоизлияния.
Менингококковый менингит характеризуется размытостью менингеальных признаков. Порой симптомы болезни и вовсе отсутствуют. Симптоматика эквивалентна менингиту: сильная и долгая рвота, гиперестезия (когда отмечается высокая чувствительность к раздражающим факторам), бред, помутнение сознания, головная боль распирающей направленности, признаки острого живота; в раннем возрасте у деток отмечаются срыгивания, рвота, диарея, большой родничок склонен к выбуханию, наличествуют судороги, а также симптом Лессажа (младенец запрокидывает головку и подтягивает ножки, когда его подвешивают за подмышки).
При менингококковом менингите часто развиваются в острой стадии болезни отек головного мозга, нейросенсорная тугоухость, инфаркт мозга, инфекционно-токсическое состояние, внутричерепная гипертензия.
Менингоэнцефалиту свойственна очаговость симптомов болезни: помрачение сознания сочетается с поражением черепно-мозговых нервов, корковыми параличами, подкорковыми парезами. Нередки судороги локального либо общего характера.
Болезнь протекает очень тяжело и неблагоприятный прогноз весьма вероятен: как осложнения могут проявиться гидроцефалия, эпилепсия, сильная задержка психомоторного развития. Высокая летальность в этом случае также имеет место.
Поскольку симптомы инфекции бывают размыты, то лучшей верификацией ее являются лабораторные исследования (бактериологический, серологический методы, экспресс-методы, ИФА), электроэнцефалограмма.
Вакцина от менингококковой инфекции
Поскольку болезнь бушует сильнее всего среди детского населения, особенно в условиях большой численности (дошкольные учреждения, школы), то рекомендуется начинать вакцинацию в 1,5 года. Это делается в целях предотвращения эпидемических ситуаций, связанных с менингококковой инфекцией. В России применяются вакцины отечественного производства (для серотипов А и А + С) и зарубежного (для МИ серотипов А, С, Y, W).
Вакцина вводится также после МИ слабой формы со строгим соблюдением временного интервала — не ранее одного месяца после излечения, а вакцина после МИ сложных форм — не ранее трех месяцев после полной поправки.