Воспитание детей — важный процесс, который требует больших усилий со стороны родителей. Наиболее подходящим возрастом для закладки основных знаний и базовых навыков считают период от 1 до 6 лет, когда у ребёнка происходит активное познание мира. Для успешного раннего развития детей необходимо участие родителей, ведь в этом возрасте они являются основным источником информации об окружающей среде и происходящем вокруг. Нередки случаи, когда родители затрудняются выбрать правильную модель поведения, чтобы развитие ребёнка было всесторонним и творческим. Для подобных случаев были разработаны различные методики, ориентирующие взрослых в воспитательных процессах.
Раннее развитие детей по программе Марии Монтессори
Эта программа развития ребёнка делает упор на самостоятельное познание. Предметы для обучения должны быть в свободном доступе постоянно, чтобы ребёнок в любой момент мог заниматься. В садах и детских центрах для этого организовывают специальные зоны:
- бытовая, где размещают настоящие и игрушечные предметы домашнего обихода;
- языковая: в ней находятся книжки, обучающие карточки и игры со словами;
- математическая: вкладыши, рамки, пирамидки;
- природная: посвящают этот раздел живой природе;
- сенсорная: ее наполняют игрушками, влияющими на органы восприятия.
По этому же принципу организовывается пространство дома: дети самостоятельно выбирают, сколько и какую информацию они готовы изучить в настоящий момент. Важный совет родителям: не нужно принуждать ребёнка к занятиям или чрезмерно вмешиваться в процесс его обучения. Помощь можно оказать, только если ребёнок сам попросил о ней. При обучении малыша учитывают возрастные периоды, наиболее благоприятные для закладывания навыков. Так, до трех лет следует приучить ребёнка к порядку, а до 6 лет — научить общению с окружающими людьми.
Дошкольное развитие ребёнка с помощью игр Никитина
Интеллектуальные занятия Никитина, проводимые в форме игр, основываются на принципе «от простого к сложному». Раннее развитие детей предполагает возможность получить информацию о любом аспекте науки. Поощряются любые интересы: математические, биологические, химические, спортивные. Родители должны проявлять интерес к любым успехам детей, хвалить и радоваться совместно с ними.
Игры Никитина помогают выявлять и развивать различные склонности с самого раннего возраста. Наиболее ценные советы родителям: ни к чему не принуждать детей и прислушиваться к их желаниям. Это поможет ребёнку самостоятельно определить круг своих интересов, а родители научатся понимать собственных малышей. В тоже время следует уделять пристальное внимание спорту — гимнастические снаряды должны стать привычными предметами обстановки, с которыми дети будут заниматься без напоминания и с желанием.
Занятия для малышей по кубикам Зайцева
Развитие ребёнка по кубикам Зайцева должно происходить в непосредственной дружелюбной обстановке. Целью программы является освоение грамоты и формирование любви к чтению с помощью кубиков, на которых выведены слоги. Занятия не должны проходить сидя, быть принудительными или нести негатив. Ценные советы родителям, решившимся на обучение грамоте по кубикам, следующие:
- занятия проводиться должны только в форме игры;
- во время изучения слогов дети могут свободно передвигаться по комнате, самостоятельно изучать надписи и пытаться складывать их;
- помещение должно быть оборудовано таблицами Зайцева, иметь полку для составления кубиков чуть выше роста ребёнка, а также сами кубики.
Раннее развитие детей по методике Зайцева недопустимо фрагментарным образом, при занятиях следует придерживаться всех принципов программы. Только в этом случае она принесет действительно выдающиеся результаты.
Советы родителям от Глена Домана и Сесиль Лупан
Методика Домана предусматривает сочетание активных занятий и обучающих игр. Главными учителями крохи становятся его родители: они направляют его на пути познания, стимулируют интерес к различным областям знаний методом постоянных занятий. Все уроки проходят в естественной форме, ведь во главу методики поставлено природное любопытство малыша, которое необходимо лишь слегка подтолкнуть.
По программе Сесиль Лупан малыш получает информацию обо всех отраслях окружающего мира от своих родителей. Методика предполагает, что мать должна полностью посвятить свое время детям, рассказывая обо всех аспектах действительности. Занятия начинают с первого года жизни ребёнка. Они включают в себя работу с карточками и книжками, гимнастику, совместные чтения, песни, массаж.
Во время занятий дети должны узнавать как можно больше нового, учиться и превосходить самих себя. Важно развивать в ребёнке стремление к познанию и самосовершенствованию, но так, чтобы это не стало тягостной обязанностью. Малыш должен учиться созиданию, стремиться к гармонии с окружающей действительностью. С самого раннего возраста его приучают к физическим занятиям, учат иностранным языкам, чтению, истории.
Следование методике поможет развить одаренную личность, но данный метод абсолютно не подходит людям, предпочитающим дистанцироваться от своих детей. Согласно программе, мать должна быть готова отдавать все свое время семье, помогать развитию малыша, постоянно стимулируя его интерес к знаниям.
Развитие детей по программе Елены Даниловой
Согласно этой методике дети развиваются естественным путем. Главной задачей родителей становится поддержание и сохранение естественных навыков малыша. Поощряют любое проявление любопытства: будь то попытка ползти или желание потрогать интересный предмет. Важно давать малышу изучить все своими руками. Для этого надо запастись как можно большим количеством материалов, чтобы малыш мог тактильно изучать различия поверхностей и развивать мелкую моторику.
Все занятия проводятся с учетом возраста ребёнка. Не следует забегать вперед и давать сложные варианты заданий, если малыш еще не научился простым вещам. Пособия для занятий часто изготавливают самостоятельно: это различные сенсорные коврики, цветные и кинетические пески, карточки с картинками, кубики, пирамидки. Большое внимание уделяют физическому развитию: важно делать гимнастику и обучать ребёнка простым элементам физкультуры.
Раннее дошкольное развитие ребёнка важно для становления одаренной и пытливой личности. Интерес к знаниям, привитый с детства, облегчит восприятие информации в школьные и студенческие годы, а также не даст ребёнку остановиться в обучении и развитии.