Плавание полезно в любом возрасте, вне зависимости от уровня физической подготовки. Им охотно занимаются как взрослые, так и дети, выполняя различные упражнения в воде и осваивая уроки плавания с использованием кроля, брасса и других способов удержания на воде. При этом снижается нагрузка на позвоночник и суставы, что благоприятно сказывается на общем состоянии организма.
Научиться плавать несложно. Главное, правильно подойти к решению этого вопроса. О том, какие методики и техники обучения плаванию существуют в настоящее время, и рассказывается в данной статье.
На что обратить внимание при выборе методики обучения плаванию
Чтобы научить человека плавать, необходимо понимать особенности этого процесса и четко знать задачи и цели таких уроков. Немаловажно и уметь заинтересовать ученика в таких уроках. Положительная мотивация — это уже большой шаг к успеху.
На выбор методики обучения плаванию влияют:
- условия, в которых придется заниматься ученикам и тренеру;
- цель обучения;
- особенности физических и психических качеств учеников;
- возраст спортсменов.
Определившись с вышеперечисленными факторами, можно правильно выбрать результативную методику занятий и наиболее эффективный комплекс упражнений для развития двигательных способностей.
Особенности упражнений для детей
Тренер, обучающий плаванию детей, должен понимать, что в этом случае необходимо скорректировать свой подход к организации занятий под возраст детей. Необходимо не только заинтересовать ребёнка в учебном процессе, но и подобрать оптимальную нагрузку с учетом его физической готовности и психологического настроя.
Как правило, упражнения для детей учитывают их интерес к соревнованиям и достижению определенных спортивных целей. Поэтому стоит с самого начала обучения ставить перед ребёнком такие задачи, решая которые, он будет видеть свое движение вперед.
Оптимальным возрастом для начала обучения плаванию детей считается 6-10 лет. Дети до 5 лет еще не способны осознанно выполнять установки тренера, что представляет собой основную сложность для качественного учебного процесса.
Начиная со школьного возраста методику обучения уже можно строить на тесном взаимодействии тренера и ученика. Дети быстро усваивают новые теоретические и практические знания, и хорошо запоминают движения. Взрослого человека, у которого сформировалась неправильная техника плавания, переучить очень трудно. С ребёнком такой проблемы нет, так как у него еще не сформировалась неосознанная память движений. Поэтому проще научиться плавать с нуля, чем исправлять ошибки в технике.
Методы тренировки
В настоящее время в процессе обучения плаванию взрослых и детей принято использовать три популярные методики:
- Вербальная.
Это доступное объяснение: работа с учебными пособиями, основанная на простой беседе. Задача тренера в данном случае — понятно и просто рассказать ученику о порядке движений, технике плавания, основных ошибках и способах их устранения.
- Наглядная.
Это показ движений самим тренером, демонстрация видео и иллюстраций по теме. Человек, обучающийся плаванию, лучше осваивает упражнения, если четко понимает, что от него требуется. Этому и способствуют наглядные методы обучения.
- Практическая.
Она развивает координацию движений, способствует выработке алгоритма необходимых технических действий и отдельных навыков непосредственно на практике.
Методики обучения плаванию должны использовать такие средства, как:
- физические упражнения на тренажерах;
- работу с собственным весом;
- специальные приспособления: плавательные доски, жилеты, круги и т.п.;
- плакаты, фотографии, учебные видеофильмы.
Упражнения для детей необходимо строить на комбинации различных методов обучения, которые будут органично дополнять друг друга.
Виды упражнений
Процесс обучения плаванию подразумевает не только занятия в бассейне или другом водоеме, но и уроки теоретической и физической подготовки, организованные на суше. Комплекс упражнений может включать в себя:
- общеразвивающие занятия, в процессе которых формируются основные физические качества спортсмена и главные двигательные навыки, необходимые для плавания;
- элементы подготовки к занятиям в воде: как правило, это отработка движений вне бассейна;
- специальные упражнения, проводимые исключительно в воде под руководством тренера.
Тренировочный процесс подготовки пловца также может состоять из упражнений, взятых из других видов спорта. Например, бега, ходьбы на лыжах, гимнастики. С их помощью укрепляются мышцы, улучшается гибкость, состояние опорно-двигательной системы. Этим значительно повышается эффективность плавательных занятий.
Первые уроки плавания
Методика обучения плаванию, вне зависимости от выбранного способа, строится по единой схеме:
- Отработка правильного дыхания.
- Обучение движениям ног и рук.
- Тренировка по координации всех движений непосредственно в воде.
Отработав каждый пункт этой схемы, можно научить человека технике правильного держания на воде.
Комплекс упражнений для обучения плавания кролем
Проще всего научиться плавать кролем. Поэтому с этим стилем знакомят учеников в первую очередь. Занятия организуют как на суше, так и в воде. В спортзале уроки плавания должны состоять из таких упражнений специальной подготовки как:
- бег на месте с минимальной амплитудой движений: не отрывая ступни от пола;
- махи ногами из положения сидя;
- имитация плавания кролем в положении лежа на животе.
Занятия в воде проводятся только после усвоения всех основных движений на суше. В комплексе упражнений, выполняемых в бассейне, могут использоваться такие элементы:
- работа ногами при фиксации тела руками за бортик бассейна;
- работа ногами в свободном скольжении в воде (с использованием плавательной доски);
- отработка движений руками;
- плавание на короткие дистанции в 10-12 метров;
- отработка правильного дыхания на месте;
- плавание на длинные дистанции с использованием комплекса всех движений.
Во время занятий тренер должен указывать ученикам на ошибки и давать рекомендации по их устранению. Продолжительность упражнений для детей в воде не должна быть более 30 минут. Взрослые могут заниматься до 60 минут. После занятий в воде выполняют несколько упражнений заминки: наклоны, махи, скручивания, выпады.