Воспитание ребёнка — это не только счастье, но еще труд и ответственность. Дети растут и развиваются в соответствии с природными задатками и тем, чему научили их родители. Прежде чем стать взрослым, малыш проходит несколько этапов развития. Формированию и изменению подвергается все в его личности: психика, эмоциональная стабильность, представления и отношения с социумом.
Родители контролируют процесс развития детей, стараясь делать все возможное для того, чтобы те не отставали от сверстников, были способными и довольными жизнью. Они сопровождают малышей по пути в большой мир, поддерживают их, иногда критикуют и оценивают личность, исходя из своих знаний о детской психологии и опыта.
Когда ребёнок растет, его психика подвергается изменениям. Это может проявляться в смене отношений к родителям, поведении, реакциях. Бывает так, что взрослые пугаются, когда, то, что происходит с детьми, не соответствует их ожиданиям или идет вразрез с представлениями о том, как должен развиваться ребёнок определенного возраста. Когда их опасения находят поддержку у воспитателей группы, учителей или близких родственников, родители всерьез начинают думать, что с детьми что-то не так, и, возможно, имеет место нарушение психики.
Тогда взрослые обращаются за консультацией к специалисту. В большинстве случаев их тревоги являются ложными. Родители понимают, что причиной поведения ребёнка служат не отклонения, а возрастной кризис, особенности характера или отношения в семье. Самые популярные мифы о нарушении психического состояния детей будут рассмотрены в этой статье.
Истерики и капризы у детей
«С моим ребёнком что-то не так. Он совершенно не слушается старших, когда что-то идет против его желаний, может кричать, падать, биться головой о стену» — примерно так описывают ситуацию родители, которые тревожатся за поведенческие нарушения у детей. Если мать или отец рассказывают об этой ситуации в кабинете психолога, то специалист проводит с ребёнком психологический мониторинг. Он имеет цель установить ролевую позицию ребёнка в семье и исключить возможность психических нарушений развития. Чаще всего, такие симптомы бывают у детей раннего возраста и являются, по мнению специалистов, проявлениями возрастного кризиса.
Дети с двух до трех лет, переживают острый период отделения от матери и осваивают свою самостоятельность. Чтобы понять, какой вес они имеют в семье и мире, ребёнок подсознательно экспериментирует со своим поведением. Другими словами, он словно изучает, что ему позволено делать рядом с близкими людьми и насколько он может быть принят ими, когда проявляет бунт, отстаивает свои права, ведет себя агрессивно, нарушает правила. Такая реакция является нормой психики в этом возрасте, при условии, что все остальные познавательные процессы, такие как мышление, память, речь, развиваются в соответствии с нормами.
Усиление негативных симптомов поведения ребёнка говорят лишь о том, что родители пытаются избавиться от них, заставляя малыша быть послушным, борются с ним, не принимают. Неудачное прохождение такого кризиса ребёнком трех лет чревато тем, что в подростковом возрасте он будет протекать еще тяжелее.
Такое поведение не говорит о том, что психика нарушена. Для смягчения агрессивных симптомов взрослым следует запастись терпением и помогать ребёнку осваивать границы. Это не значит, что малышу можно позволять делать все. Напротив, родители должны быть тверды в своих «нельзя», однако ребёнку нужно помогать проживать негативные чувства гнева и упрямства.
Дети в этом возрасте быстро переключают внимание и легко, отвлекаясь на что-то интересное, могут тут же забыть о капризах. Поэтому общение с ними должно быть наполнено эмоциональностью и терпением. В силах родителей, на этом жизненном этапе, отвлекать детей играми, новыми впечатлениями, интересными предметами, приглашая их в игру или совместное взаимодействие.
Когда ребёнок молчит
Бывает так, что взрослые тревожатся, когда дети малоактивны, боязливы, тревожны, необщительны. Однако такие симптомы поведения также не всегда говорят о нарушениях психического состояния. Молчаливость и флегматичный тип характера может передаваться по наследству — многие дети от рождения обладают спокойным нравом, медлительностью, чем могут отличаться от активных и шумных сверстников и напоминать своей серьезностью маленьких взрослых.
Бывает так, что дети отличаются молчаливостью до определенного возраста и в один момент начинают много и правильно говорить и общаться — это их личные особенности характера и развития.
В случаях, когда психологическая диагностика не находит нарушений в развитии ребёнка, эти симптомы свидетельствуют о природных особенностях и родителям не стоит волноваться.
Если дети слишком тревожны и трудно устанавливают контакт с незнакомыми людьми или избегают общения со сверстниками, многого боятся, это может говорить о наличии психологических комплексов, но не психических отклонений. Тогда психолог проводит мониторинг жизни семьи, изучает историю рождения и воспитания, проверяет наличие эмоциональных травм. В таком случае с ребёнком практически все в порядке, однако, ему может потребоваться коррекция поведения для снятия симптомов тревоги и страха.
Тревожные симптомы психики для родителей
Психические отклонения в развитии детей — это патологии, не относящиеся к нарушению поведения, хотя иногда проявляющиеся похожим образом. Что должно всерьез насторожить родителей и побудить обратиться за помощью к специалисту?
Признаки аутоагрессии — когда ребёнок наносит себе повреждающие действия, то есть кусает и царапает себя, режет руки или ноги. Многочасовое раскачивание из стороны в сторону или манипуляции с одной и той же игрушкой, сопровождающиеся бессмысленным взглядом и отсутствием активности. Систематическое недержание мочи и кала до позднего возраста — старшего дошкольного или школьного. Задержка психического развития — когда память, речь, внимательность не развиваются в соответствии с возрастом. Постоянное повторение навязчивых движений или звуков — подпрыгивания, попискивания, подергивания конечностями. Замирание в одной позе, сменяющейся активностью. Отсутствие логического мышления, наличие галлюцинаций.
Болезнь всегда легче предотвратить, чем лечить. Своевременное обращение к специалисту позволит родителям избавиться от опасений или начать лечение, которое необходимо ребёнку.